Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны».
Как это работает
Система «Платон» предусматривает автоматизированный анализ данных о движении большегрузных транспортных средств в режиме реального времени. Система взимания платы распространяется на 50 тыс. км федеральных автомобильных дорог и более 2 млн пользователей (к началу 2014 года в России было зарегистрировано более 1,7 млн грузовиков массой более 12 тонн).
Все обещает быть предельно высокотехнологичным: в рамках проекта «Платон» будут выпущены бортовые устройства для автомобилей в количестве 2 млн единиц, которые выдадут пользователям бесплатно. Устройство представляет собой блок с ГЛОНАСС/GPS-модулем и датчиками нарушения целостности. За мониторинг устройств будет отвечать системы стационарного контроля (ССК), установленная на федеральных трассах. Впрочем, транспортное средство может передвигаться и без такого устройства – для этого водителю достаточно заранее приобрести специальную маршрутную карту.
История вопроса
Еще в 2011 году был принят федеральный закон, по которому водители большегрузных грузовиков (то есть весом больше 12 тонн) должны платить новый сбор: дескать, фуры наносят огромный ущерб федеральным трассам, и именно из-за них требуется все время ремонтировать эти дороги и укладывать новый асфальт. Впрочем, как утверждают злые языки, вся эта история была затеяна совсем с другой целью – дать выгодные правительственные заказы корпорации «Ростехнологии», которая давно уже обещала изобрести что-нибудь такое полезное для простых россиян. И вот, дескать, изобрела – датчик уплаты новых поборов.
Интересная деталь: конечным выгодоприобретателем от всей этой программы является даже не корпорация «Ростехнологии», а ее дочерняя компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая, по данным СМИ, принадлежит не кому-нибудь, а самому Игорю Ротенбергу – сыну известного предпринимателя Аркадия Ротенберга, которого те же самые СМИ называют «другом Путина». Но журналисты, конечно же, наверняка врут – все ведь знают, что у Путина не бывает друзей.
И поэтому остается только гадать, каким же образом случилось так, что в августе прошлого года правительство страны назначило именно эту компанию оператором всей федеральной системы взимания платы с грузовиков. Не иначе помогла красивая презентация в «Пауэр Пойнт».
Также на 13 лет было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством.
Сколько платить?
Сейчас стоимость проезда по федеральным дорогам для большегрузов составляет 1,53 рубля за 1 км пути. С 1 марта 2016 года тариф будет составлять 3,06 рубля за 1 км пути.Предусмотрена и система штрафов в случае неоплаченного проезда, которая и вызвала бурю негодования у водителей.
Как платить?
Сначала нужно зарегистрироваться в системе: зайти на сайт, отправить на указанный адрес электронной почты сканы необходимых документов (ИНН, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, техпаспорт на машину, обычный паспорт) и ждать ответа в течение трех-пяти дней. Кроме того, необходимо обзавестись расчетным счетом в банке, с которого и можно оплачивать все свои поездки. Есть два способа оплаты.
Первый: с помощью установленного в автомобиле трекера. Через спутник ГЛОНАСС он отслеживает координаты машины, рассчитывает плату за пройденный путь и автоматически списывает деньги со счета.
Второй: с помощью маршрутной карты. Это документ на разовую поездку, в котором указан адрес отправления и прибытия, время и маршрут. Чтобы получить его, нужно оформить поездку на сайте «Платона» или через мобильное приложение и оплатить ее.
Хроника конфликта
15 ноября, день запуска «Платона»
На момент запуска в системе зарегистрировалось только 30 % всех большегрузов. Появились слухи, что бесплатных трекеров, которые компания раздавала по заявкам, на всех не хватило. В Подмосковье, Томске, Петрозаводске, Костроме, Кирове, Оренбурге, Челябинске, Перми и других городах прошли первые акции дальнобойщиков против запуска системы. В итоге Минтранс отложил на полгода введение штрафов для всех регионов, кроме Подмосковья. Дескать, многие грузоперевозчики не готовы к запуску «Платона».
19 ноября
Дальнобойщики устроили массовые акции протеста более чем в 70 городах России. Акция называлась «Улитка»: машины (среди них были и легковые автомобили) выстраивались в колонны и со скоростью 5–10 км/ч ездили по дорогам, создавая многокилометровые пробки. Также проводились одиночные пикеты у офисов «Платона». Пришло сообщение о первой жертве: во время акции протеста в Тверской области погиб дальнобойщик, еще трое пострадали в результате аварии: фура въехала в толпу протестующих.
20 ноября
Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей, направил письмо Владимиру Путину, в котором изложил предложение на год перевести систему в тестовый режим, то есть не брать плату за проезд и никого не наказывать. Аргументы: высокие штрафы грозят срывами поставок; рынок грузоперевозок и так уже сократился на 30–40 %, и не надо его добивать.
В Росавтодоре сообщили, что за пять дней работы «Платон» собрал 191 млн рублей. Еще там сказали: «существенных технических сбоев» нет, система работает в штатном режиме. При этом в офисах «Платона» до сих пор стоят очереди из водителей, работники их боятся и иногда вызывают полицию.
22 ноября
Водители Дагестана объявили о намерении похода на Москву – в случае, если до 30 ноября ситуация не изменится. На месте протестов дальнобойщики соорудили сцену, идут митинги. В интернет-изданиях рассказывают, что органы власти стараются их не замечать, телевидение отказывается освещать митинги.
Минтранс отреагировал на протесты дальнобойщиков, пообещав временно освободить водителей от штрафов за неуплату «налога Рутенберга» – до вступления в силу поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Также Минтранс совместно с депутатами Госдумы проработал поправки в КоАП, согласно которым водители транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за первое нарушение. Штраф за второе нарушение составит 50 тысяч, за третье – 100 тысяч.
Мнения
«Эта система "Платон" – если ее ввести в том виде, в котором она есть, и вообще ввести, – приведет к разорению достаточно большого количества представителей малого бизнеса. Разоряются не только грузоперевозчики, но и слесари будут вынуждены искать себе работу, механики, заправщики, диспетчеры – огромное количество лиц потеряет работу». Председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.
«Система сбора денег с водителей большегрузных автомобилей "Платон" оперирует увеличенными расстояниями между городами… Например, согласно маршрутным картам, путь от Москвы до Тюмени составляет 11 000 км, хотя на самом деле не больше 2 500 км. Водители вынуждены оплачивать эти аппетиты. При этом многим пришлось брать кредиты для того, чтобы выйти на маршруты после запуска системы». Координатор протестов дальнобойщиков Наталья Полякова.
«Подобную плату давно взимают во многих странах. Например, в Австралии, Австрии, Белоруссии, Чехии, Швейцарии такой сбор платят и владельцы автомобилей массой от 3,5 тонны. Россия пока ограничивается опытом Германии, где планка установлена на 12 тоннах. Вес выбран не случайно. Разница в разрушающем воздействии на дорожное покрытие автомобилями весом в 1 тонну и 3 тонны незначительна. Но трудно даже представить, что ущерб, наносимый дороге грузовиком массой свыше 12 тонн, превышает ущерб от легковушки уже в 25–50 тыс. раз». Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Дмитрий Прончатов.
«В Москву, например, уже не доехало 10 % товара: сахара, макарон, косметики».Представитель Ассоциации ретейлеров.
«Все эти выступления дальнобойщиков попахивают безмозглостью. Категорически против этого. Такой налог нужен. Дорога – это слишком дорогое удовольствие, чтобы к нему так легко относиться…» Губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
«Соединенные Штаты Америки не дремлют, и сейчас они через свою пятую колонну, через национал-предателей, нанесли очередной удар по Российской Федерации. Непосредственно я говорю сейчас об акциях дальнобойщиков, которые пытаются, по задумке Соединенных Штатов Америки, быть направленными на ликвидацию Российской государственности…» Депутат Госдумы Евгений Федеров.