Европа решила показать нам

Многообразие Европы, история российского дизайна, персональная выставка Андрея Есионова и другие премьеры наступающей недели

Lucy + Jorge Orta, Antarctic village - No borders. Lucy + Jorge Orta and VG Bild-Kunst. Фото: Thierry Bal / Государственная Третьяковская галерея

Lucy + Jorge Orta, Antarctic village - No borders. Lucy + Jorge Orta and VG Bild-Kunst. Фото: Thierry Bal / Государственная Третьяковская галерея

Фонд искусства и культуры (Бонн) и Государственная Третьяковская галерея приглашают на передвижную выставку «Многообразие. Единство. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж».

«Многообразие. Единство» – грандиозный международный выставочный проект, представляющий работы, созданные за последние 30 лет как звёздами современного искусства, так и совсем молодыми художниками и художницами, представляющими разные поколения Европы. Этот противоречивый союз 90 важнейших современных художников и воплощает неоднозначное европейское представление о разных поколениях, гендерах, равноправии и взаимоуважении. Также выставка демонстрирует невероятную жизнеспособность европейской художественной среды.

Slavs and tatars, mystical protest. Courtesy of Kraupa Tuskany Zeidler. Фото: Bartosz Gorka / Государственная Третьяковская галерея
Slavs and tatars, mystical protest. Courtesy of Kraupa Tuskany Zeidler. Фото: Bartosz Gorka / Государственная Третьяковская галерея

Первым выставку принял Берлин. В ноябре экспозиция переедет в Третьяковскую галерею. После окончания выставки в Москве она будет представлена в Париже.

Куда пойти: Новая Третьяковка.

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10.

* * *

Московский музей дизайна, занимающий западное крыло Новой Третьяковки, представляет первую масштабную экспозицию «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022», исследующую отечественный дизайн за прошедшее столетие. В четырёх разделах экспозиции (авангард, ар-деко, сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) будут представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи дизайнеров и изделия массового производства.

Спортивный костюм «Прозодежда», дизайнер В. Степанова. Фото: Московский музей дизайна
Спортивный костюм «Прозодежда», дизайнер В. Степанова. Фото: Московский музей дизайна

– Выставка – результат десятилетней исследовательской работы, история дизайна ни разу не была показана так широко, – говорит куратор выставки и директор Московского музея дизайна Александра Санькова. – Эта выставка определяет парадигму российского дизайна, рассказывает реальные истории о том, как и почему промышленные продукты выходили в том или ином дизайне, запускались в производство или оставались на стадии проектов. Мы нашли проекты и работы, которые никогда раньше не выставлялись в музеях, долгие годы хранились в семьях и архивах советских НИИ, мы собрали фото- и видеохронику, создали десятки макетов так никогда  и не осуществлённых проектов.

Экспонаты и в самом деле уникальные. Например, в первой части экспозиции, посвящённой авангарду, минималистичная кухня для дома Наркомфина, одного из самых известных памятников конструктивизма, противопоставляется простым деревянным табуретам. Реплика кухни была создана специально для выставки и показывается впервые.

Среди экспериментальных работ 1930-х годов – оригинальные проекты интерьеров, мебели и осветительных приборов для редакции газеты «Правда», выполненные в Мастерской № 12 Моссовета, а рядом с ними представлена типовая кабинетная мебель той эпохи.

Ковер из серии Hear my Roooar, дизайнер Андрей Будько. Фото: Московский музей дизайна
Ковер из серии Hear my Roooar, дизайнер Андрей Будько. Фото: Московский музей дизайна

В разделе послевоенного дизайна зрители увидят макет малолитражного автомобиля «Белка», который так и остался макетом. Вместо «Белки» на улицах появился «Запорожец».

Также представлены концептуальные разработки из коллекций Московского музея дизайна, Политехнического музея, Музея художественного текстиля и костюма Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», частных собраний.

Куда пойти: Новая Третьяковка.

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10.

* * *

Новая выставка Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева представляет широкой публике творчество современного московского художника Андрея Есионова, академика Российской и Флорентийской академий художеств, лауреата национальных и международных премий.

«Вооруженный зреньем. Персональная выставка Андрея Есионова». Фото: muar.ru
«Вооруженный зреньем. Персональная выставка Андрея Есионова». Фото: muar.ru

Есионов – выпускник Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А.Н. Островского 1990 года. На московской арт-сцене появился в начале 2010-х. Это был редкий случай независимого, несистемного творческого старта. В конце десятилетия художник добивается внимания музеев. Причём самых разных – Государственного Русского музея и ММОМА, Accademia delle Arti del Disegno во Флоренции и музея San Salvatore in Lauro в Риме.

В экспозицию войдет около 100 живописных и графических работ, в числе которых акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра.

Куда пойти: Музей архитектуры им. Щусева.

Адрес: Москва, Воздвиженка, 5/25.

* * *

Полумрак. Ёлка. Свет, жёлтый чайный цвет, ещё раз свет. И конструкции из удивительного папье-маше из хлопковых волокон, которые никогда не повторяют друг друга и могут обернуться кем угодно: от московских высоток до ширм, от рыбы на ножках до дирижаблей, от улитки-гиганта до рождественского вертепа. Московская галерея «Роза Азора» представляет традиционный новогодний проект петербургской художницы Дины Хайченко. Вторым автором рождественской феерии стала хорошо известная московским зрителям художница Екатерина Рожкова, участник международных ярмарок, биеннале и фестивалей, в том числе Art Miami, The Armory Show и ARCO.

Выставка «Сказка про Новый год». Фото: Roza Azora Gallery
Выставка «Сказка про Новый год». Фото: Roza Azora Gallery

Куда пойти: Галерея «Роза Азора».

Адрес: Москва, Леонтьевский пер., 6, стр. 1.

 

Читайте также