В пресс-релизе организаторов выставки «Русский Константинополь» есть трогательная оговорка: «Выставка посвящена истории белой эмиграции в столицу Османской империи – Константинополь (так назывался Стамбул до 1930 года)». Потому что новые поколения россиян могут и не знать такой забавной подробности, что именно к Стамбулу русские политики, грезившие о построении Великой Всеправославной империи, обращали все свои помыслы. Константинополь был стратегической целью России в 1-й Мировой войне, была даже сформирована Георгиевская дивизия из кавалеров ордена Св. Георгия для штурма года, но никто из русских генералов и представить себе не мог, что русская армия войдёт в древнюю столицу Византии как толпа побеждённых, ищущих спасения у англичан, которые и хозяйничали в бывшей столице бывшей Османской империи ещё с 1918 года.
Но жизнь эмиграции в Константинополе была тяжёлым испытанием. Огромная часть русских офицеров и солдат спешно бежали из Крыма, не имея почти никакого личного имущества. Немногие из беженцев жили в отелях и пансионах и огромное количество – особенно первое время – ютилось в довольно убогих бараках, ранее предназначенных для прокажённых.
Те, кому удавалось вывезти хотя бы небольшую сумму, открывали русские заведения: магазины, ломбарды, аптеки, адвокатские и врачебные кабинеты… В большом количестве появились ресторанчики, столовые и забегаловки: «Ростов-Дон», «Казбек», «Одесса-мама», «Режанс», «Русский ресторан», «Петроград», столовые «Кремль» и «Украина», предлагавшие зернистую икру, смирновскую водку, филипповские пирожки и, конечно же, русский борщ.
Впрочем, успешных русских бизнесменов было мало. Большая честь русских беженцев работали прачками и грузчиками, торговцами вразнос папиросками и снедью, уличными артистами и официантами; бывшие солдаты и офицеры чистили картошку и возили воду, чинили обувь на базаре и там же перекупали и продавали всё подряд – начиная со спичек, бубликов, ковров и всякого хлама и заканчивая валютой, спиртом и кокаином. «Мы жили в Константинополе уже третий месяц, без денег и без дела, целыми днями слоняясь по городу в поисках добычи», – вспоминал журналист и писатель Андрей Седых, секретарь Ивана Бунина. – Мы мечтали о том, что накопим много денег, купим себе фальшивые паспорта и уедем куда-нибудь подальше из этого проклятого города, переполненного оборванными русскими, от всей нестерпимой константинопольской жизни и невыносимого безделья…»
Тем не менее историк моды Александр Васильев, который организует уже третью выставку в Музее Востока, увидел в вынужденной экспансии в Константинополь своё очарование. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции Фонда Александра Васильева, Музея Востока, Фонда Марджани и Дома русского зарубежья. Инкрустированная мебель, ковры, вышивки, утварь, богато декорированная одежда и традиционная обувь в первом зале воссоздают образ Константинополя, каким его могли увидеть эмигранты в 1920-е годы. Также среди экспонатов – картины русских художников, печатные издания, фотографии и платья в стиле ар-деко, расшитые бисером, стеклярусом, пайетками, украшенные узорной тесьмой и мехом.
Куда пойти: Музей Востока.
Адрес: Москва, Никитский б-р, 12а.
* * *
В Музее Москвы в год 30-летия Москомархитектуры и Год архитектуры и градостроительства в странах СНГ открывается выставка, посвящённая несостоявшейся истории Москвы. Проще говоря, это уникальная возможность увидеть, какой бы была столица нашей родины город-герой Москва, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский Генплан. История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме доносит основные концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов.
Своеобразный противовес – раздел «Утопии», представляющий самые смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие с реальностью мало общего: среди них – автомобильный тоннель под Красной площадью, конкурс на развитие Москвы 1932 года, в том числе предложения Ле Корбюзье, знаменитый «Летающий город» Георгия Крутикова и многое другое.
Зрители также увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря, посвящённых явлениям, которые влияли на развитие города (перенос столицы, обводнение, пожары, юбилеи, Олимпиада-80 и др.).
Для экспозиции Музей Москвы предоставил более 200 объектов – архивные фотографии, негативы, литографии, гравюры и открытки XIX–XX веков, а также карты и планы застройки Москвы с XVII века до 1960-х годов. Например, на выставке можно увидеть серию ставших уже легендарными открыток «Москва будущего» 1914 года. Особое внимание зрителей привлекут сенсорные столы с интерактивными играми. Посетителям будет предложено построить свой идеальный город, подобрать подходящий объект на застроенный участок игрового поля, а также пройти тест на знание различных тем из области градостроительства и архитектуры.
Куда пойти: Музей Москвы.
Адрес: Москва, Зубовский б-р, 2.
* * *
Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» в рамках параллельной программы 1-й Международной биеннале «Искусство будущего» / Art for the future представляет выставку «Код искусства», на которой представлены самые яркие проекты мировых звезд медиаискусства и совсем начинающих молодых художников, созданные с применением нейронных сетей.
Например, интерактивный проект «Нормализующая машина» Мушона Зер-Авива в игровой форме предлагает посетителям выставки определить, кто из людей на фото выглядит более «нормальным». В результате зрители обучают нейросеть определять нормальность человека.
Куда пойти: «ГРАУНД Солянка».
Адрес: Москва, Солянка, 1/2, стр. 2, вход с улицы Забелина.