В общей сложности в период с июня 2015 года по май 2016 года эксперты оценили уровень свободы в интернете в 65 странах, где проживает в общей сложности 88% всех интернет-пользователей. Метод оценки включал исследование трех критериев: доступности Сети, наличие ограничений на публикацию контента (этот пункт включает блокировки сайтов и требования властей удалить тот или иной контент) и нарушения прав пользователей (сюда относится наличие законов, предусматривающих ответственность за активность в Сети, а также случаи преследования за публикации в Сети как властями, так и их сторонниками). В результате страна с самым несвободным интернетом набрала бы 100 баллов, а самая свободная в этом отношении – получила бы 0 баллов.
Таких результатов не показала ни одна из участвовавших в исследовании стран. Так, наиболее свободными эксперты признали Эстонию и Исландию – они набрали в рейтинге по шесть баллов. В число стран со свободным интернетом (менее 30 баллов в рейтинге) вошло еще 15 государств, включая Канаду, США, Германию, Австралию, Японию, Великобританию, Францию, Грузию, Венгрию, Кению и Армению.
В перечень стран с частично свободным интернетом, которые набрали от 31 до 60 баллов, вошло 28 государств, начиная с Бразилии (32 балла) и заканчивая Венесуэлой (60 баллов). Кроме них в эту группу вошли Колумбия, Киргизия, Южная Корея, Тунис, Украина, Индия, Сингапур, Индонезия, Камбоджа, Азербайджан и ряд других стран.
Россия в очередном рейтинге попала в группу стран с несвободным интернетом, набрав 65 баллов. При этом годом ранее этот показатель составлял 62 балла, а в 2011 году – 52 балла. Кроме России в эту группу вошло еще 19 государств, включая Турцию, Белоруссию, Египет, Казахстан, Таиланд, ОАЭ, Пакистан и другие. Последние три места в группе заняли Иран, Сирия (по 87 баллов) и Китай (88 баллов).
Среди факторов, негативно влияющих на уровень свободы в интернете в России, составители рейтинга упоминают так называемый «закон Яровой», а также участившиеся случаи арестов и нападений на пользователей, поводом для которых стала их сетевая активность.