Большевики отвергали историю, предпочитая строить государство с нуля. Для этого им и потребовалась новая идеологическая платформа, новый язык общения с населением, новые памятники. Что заставило их действовать? Каковы были цели? К кому обращалась новая власть? С каким посланием?
Программа новой власти по установлению памятников отличалась комплексностью и включала в себя не только производство артефактов (в виде скульптур), но и разработку новых ритуалов и риторики (способов описания и «введения в жизнь»). Однако скоро стало очевидно, что влить новое вино в ветхие мехи невозможно.
Неудача программы установки памятников была во многом обусловлена отсутствием адекватных связей между властью, художниками и аудиторией: «старый человеческий материал» оказалось не так просто переделать.
Последняя попытка представить коллективную память как сложный процесс со многими акторами – обсуждение памятника Ленину. Буйная полемика о целесообразности такого обильного присутствия его монументов в России.
Лекция затронет вопросы о потерях и находках на пути формирования современных практик памяти. О посмертной реабилитации плана «памятниковой идеологии» в советской историографии под именем «ленинского плана монументальной пропаганды». И об окончательном принятии властью ответственности за то, что и как нужно увековечивать и как нам надо «правильно помнить».
Читает Кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ Светлана Еремеева.
Когда: 24 мая с 19.00 до 21.00
Где: Москва, ул. Покровка, 29, нежилое помещение 2.
Билеты можно купить на входе и на странице лекции в Timepad