Променад-спектакль «Золотой маски» пройдет… на вокзале

Променад-спектакль – новая форма даже для повидавшей всякое Москвы. Постановку, номинированную на «Золотую маску» в категории «Эксперимент», привезли из Санкт-Петербурга. «Сценой» выбрали Ленинградский вокзал. В родном для спектакля городе действие происходит на Финляндском вокзале, ведь именно в Хельсинки Брехт писал свою пьесу и именно там встречаются её главные герои – Циффель и Калле, двое немецких беженцев, передает РИА Новости.

Набор аппаратуры в руках, наушники на изготовке – попадая на спектакль «Разговоры беженцев», чувствуешь себя шпионом. В течение двух часов предстоит ходить по Ленинградскому вокзалу, напряженно вслушиваясь в текст пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта и выискивая глазами говорящих. В этом спектакле нет привычной сцены и зрительного зала. У озадаченных зрителей, отрезанных от окружающего мира наушниками, лишь один ориентир – парень с красным флажком.

За время скитаний по вокзалу этот отстраненный провожатый не обронит ни слова, поэтому поначалу страх потеряться не дает сосредоточиться на беседе, звучащей из приемника. Не облегчает задачи и необходимость лавировать между пассажирами с чемоданами, которые спешат на поезд и недоуменно огладывают толпу молчаливых людей с проводами на шее, сосредоточенно бредущих за парнем с алым знаменем.

Первое время кажется, что хождение по вокзалу – самоцель и носит случайный характер. Но внимательный зритель вскоре заметит, например, что шуршание в наушниках на самом деле производит парень, который стоит рядом, комкает бумажный пакет и выкидывает его в мусорный бак. Таким образом, блуждание по этажам и залам ожидания превращается в увлекательную игру-преследование.

«Разговоры беженцев» написаны в 1940–1941 годах, но сегодня звучат актуально как никогда. И дело даже не в том, что Европа снова столкнулась с волной эмиграции, порожденной войной. Поражает, насколько знакомо звучат проблемы, которые обсуждают герои. Герои перескакивают с темы на тему – глобальные вопросы сменяют бытовые зарисовки. Хаос вокзальной жизни здесь не просто декорация, а третий персонаж. В интеллектуальный спор героев постоянно вмешивается окружающая действительность, на которую им приходится реагировать.

Постепенно и зритель начинает чувствовать себя беженцем. Неприкаянный, он не знает, где окажется в следующий момент. Представление на два часа превращается в жизнь, и, выйдя из здания вокзала, поневоле ищешь глазами путеводный красный флажок.

Читайте также