Разгромный ремонт

Активисты пытаются остановить варварский ремонт в МГУ

Аудитории главного здания МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor

Аудитории главного здания МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor

Вернувшись наконец в стены альма-матер после дистанционного обучения, студенты и преподаватели МГУ обнаружили, что сразу на нескольких факультетах – ремонт.   «Варварские работы начались с внезапного погрома в Большой биологической аудитории и в других помещениях на биологическом факультете, а вскоре они продолжились уже в аудитории 01 и аудиториях механико-математического факультета, расположенных в Главном здании МГУ. Эти действия привели к фактическому уничтожению подлинных исторических интерьеров учебных аудиторий 1950-х годов с сохранившейся мебелью и отделкой, выполненной из карпатского дуба и бука», – написано в петиции в адрес департамента культурного наследия Москвы, которую уже подписали несколько десятков тысяч человек.

Очевидцы утверждают, что вместо реставрации проходит демонтаж мебели и отделки, предметы интерьера буквально распиливают и выбрасывают на помойку. В интернете появились фотографии с разобранными полами и вырванными дубовыми партами. «На встрече со студентами факультета также публично озвучивалось, что новая мебель и предметы отделки помещений вместо бука и дуба будут выполнены из сосны, однако главным инженером МГУ в качестве примера „реставрацииˮ и вовсе была продемонстрирована парта из ДСП».

Аудитории Биолого-почвенного факультета МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor

Автор петиции, активист Архнадзора и выпускник МГУ Никита Иноземцев считает, что работы были начаты во время пандемии, так как хотели всё сделать за закрытыми дверями, пока студенты и преподаватели не вернулись в университет.

«Ещё летом прошлого года на сайте Госзакупок были опубликованы документы о капремонте в МГУ, и их все пропустили: это было в июле-августе 2020 года, когда университет был закрыт, студенты были уже несколько месяцев на дистанционном обучении и вообще была совсем другая образовательная повестка, иные проблемы и никто не думал, что в этот момент будет устроен грандиозный погром. Примерно в это же время была проведена государственная историко-культурная экспертиза проекта.  Его методология предписывает максимальное сохранение предмета охраны, куда относится и паркет, и стеновые панели, и музейная мебель – кафедра, профессорская мебель в аудитории, бра, люстры и так далее.  Относительно каждого элемента были описаны необходимые работы, все они не выходят за рамки реставрационных работ.

Мусорные контейнеры у здания Биолого-почвенного факультета МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor

Но следом за методологией, которая не вызывает никаких вопросов, внезапно появляется ещё один раздел, который называется “Дефектная ведомость”. На деле она оказывается перечнем работ, которые прямо противоречат тому, что описано в методологии. Скажем, по методологии паркет необходимо отреставрировать и заменить некоторые элементы частично в том случае, если материал рассохся более чем на 40 процентов. А по ведомости – 100 процентов паркета подлежат демонтажу.  С такой манипуляцией, честно скажу, сталкиваюсь впервые.

Холл Биолого-почвенного факультета МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor

Конечно, время делает своё. Действительно, есть элементы декоративного оформления стен и интерьера, которые требуют реставрации – например, освещение в холле.  Но это не значит, что их нужно воссоздавать, менять на новые: они сохранились и нуждаются лишь в бережной профессиональной реставрации».

О том, что в университете начался капитальный ремонт, указанная стоимость которого более 750 млн рублей, все узнали несколько недель назад, когда начались работы  на биологическом факультете в Большой биологической и 557-й аудиториях. Это не смогло остаться незамеченными: по словам очевидцев, было выброшено много мебели и предметов интерьеров, парты пилили на части. Всё это оказалось на помойке –  есть фотосвидетельства. Студенты и преподаватели биофака стали бить в колокола.

Аудитории Биолого-почвенного факультета МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor

Тем временем ремонт распространился и на Главное здание – в аудитории 01, 1610 и 1408 на мехмате, при том что в некоторых аудиториях (в той же 1408-й) ремонт проводился буквально несколько лет назад: мебель, паркет были приведены в порядок.

То же самое произошло и на физическом факультете МГУ, где в конце осени, когда все учились дистанционно, вдруг начался ремонт. «При реставрации входной группы старый лак с дубовых панелей снимался болгаркой со шлифовальным диском, в результате чего вся поверхность панелей и дверных полотен стала волнистой», – говорит доцент физфака Андрей Ларичев. По его словам, на факультете тоже несколько лет назад был проведён косметический ремонт и о том, что сейчас предстоит капитальный, никто не поставил в известность.

«Сейчас департамент культурного наследия делает заявление о том, что якобы демонтированы интерьеры 70-х годов. Это ложь, – заявляет Никита Иноземцев. –  Я ответственно заявляю: я был во всех этих аудиториях много раз. Это всё подлинные интерьеры 1953 года, когда Главное здание МГУ распахнуло свои двери для студентов. Причём в необычайной целостности и степени аутентичности оригинальных деталей. Эти интерьеры ценны и тем, что они связаны с деятельностью многих поколений научных школ, преподавателей, профессоров. Это и есть тот дух академизма, которым, по идее, Московский университет должен гордиться. И очень жалко, что этого не происходит.

Главное здание МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor
Главное здание МГУ. Фото: facebook.com/archnadzor

Погром интерьеров – это погром традиций МГУ, что говорит о каком-то глубоком интеллектуальном упадке.

К этому проекту очевидно причастен проректор по капитальному строительству и инфраструктурному развитию МГУ Алексей Бирюков – брат заммэра Павла Бирюкова. С тех пор как он занял эту должность, противостоять такому семейно-административному ресурсу стало очень тяжело».

Архитектор Александр Петрович Кудрявцев, экс-президент Российской академии архитектуры и строительных наук, внук одного из авторов здания МГУ Сергея Чернышёва, высказал своё мнение о происходящем:

«Университет венчал ожерелье высотных зданий, поэтому он был самым высоким и самым проработанным в деталях. В сочетании мебели сталинского ампира, в убранстве карниза, люстр ощущалось удивительное стилевое единство, его дизайном занимались лучшие специалисты. Оборудование аудиторий, интерьеры залов – всё это требует очень внимательного к себе отношения. Это очень хрупкие элементы, ведь прошло более полувека. Но это всё в хорошем состоянии, за этим следили, этот дом любили всегда. И стоит содержать его в том же виде, памятуя о том, сколько поколений великих педагогов, великих питомцев вышли из этого здания. В состоянии намоленности этого здания сыграла свою роль и мебель, которая является неотъемлемой частью интерьера. Надо подумать и о том, чтобы не потерять это ощущение теплоты... Этот процесс не должен быть предметом только хозяйственных органов университета, к этому должны быть привлечены специалисты, реставраторы, педагоги и студенты. Им всё это небезразлично».

Читайте также