Чтобы как-то ответить на этот вопрос, на прошедшем недавно в Москве фестивале «Учение с увлечением» встретились лидеры современного альтернативного образования, авторы и разработчики инновационных моделей и методик, эксперты в области игровой и творческой педагогики. Анатолий Гин, основатель и научный руководитель международной ассоциации «Education for a New Era», вице-президент по вопросам образования Международной ассоциации ТРИЗ (Москва) провел тренинг «Формирование креативных навыков у детей и родителей». Александр Лобок, профессор кафедры психологии развития УрГПУ (Екатеринбург) – «Мастерскую азартного чтения письма и математики». Игорь Скирневский, автор и редактор новой образовательной модели МДР: мышление, деятельность, радость, говорил с подростками и взрослыми о «Поиске и выборе жизненных путей». В конференции приняли участие не только педагоги и новаторы в сфере образования, но и, конечно, родители, родительские ассоциации и клубы.
Педагоги показали заинтересованным родителям и педагогам спектр возможностей альтернативного образования. Говорили, например, о повышении мотивации детей, приоритете развития личностных качеств, раскрытии творческого потенциала у детей, о том, как помочь ребенку осваивать новое с интересом, с увлечением. Родителям (особенно тем, кто занимается семейным образованием своих детей) была предоставлена прекрасная возможность повысить собственный педагогический уровень и пополнить свой арсенал новыми знаниями, методами и приемами.
В контексте размышления об альтернативном образовании наиболее интересной показалась конференция для родителей «12 ключиков к полноценному образованию» с презентацией самых разных передовых методик и практических приемов дополнительного образования. На ней четыре разработчика альтернативных образовательных моделей поделились своими программами и ответили на вопросы слушателей. Ценность конференции во многом состоит в том, что она позволила составить представление сразу о нескольких новых образовательных системах, задать волнующие вопросы и выбрать что-то подходящее для образования своего ребенка. А подобный выбор – вопрос, на самом деле, очень волнующий и актуальный для любого родителя, кто решился выбрать для своего ребенка не общее образование в средней школе, а какой-то из вариантов альтернативного.
Каждый родитель – призванный педагог
Итак, можно ли обучать ребенка, не имея специального педагогического образования? Этот вопрос кажется не очень уместным, если речь идет о чем-то более глубоком, чем простое не посещение школы, не выполнение домашних заданий и прочих вопросов, связанных с общеобразовательным процессом в школе. Симон Соловейчик, педагог и журналист, писал в свое время: «Педагогика – наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...». И свобода в случае с семейной педагогикой связана не с возможностью не ходить в школу, а в первую очередь с призванием родителя воспитать человека, личность, раскрыть в ребенке те дары и таланты, которые заложены в нем от рождения. Если задуматься, именно на родителях лежит последняя и окончательная ответственность за то, какое образование получит ребенок. Ведь даже с детьми, обучающимися в школе, родителям приходится заниматься индивидуально дома, уча уроки, готовясь к экзаменам и т.д. Впрочем, об этом же гласит и Семейный кодекс РФ: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования» (ст. 63. П. 1, п. 2) и собственно Закон об образовании: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст. 44, п.1).
Но не слишком ли дерзким и рискованным является предположение, что именно родители и семья могут дать ребенку что-то большее в плане образования, чем школьные педагоги?
Цель школы – подготовить ребенка к экзаменам
Дело в том, что учеба в школе сориентирована на то, чтобы ребенок готовился к сдаче аттестаций и экзаменов и сдавал их. И так из года в год. Насколько при этом ребенок образовывается, впитывает, усваивает знания, остается открытым вопросом. Еще в XVI веке чешский педагог Ян Амос Коменский сформулировал главную цель общего образования так: «все дети проходят в классе в один день одну и ту же тему». Одни и те же знания все получают в один и тот же день, не зависимо от того, важны они кому-то или нет, интересны или нет, усвоились или нет. Но не будем строги к этому достойному педагогу своего времени. Он боролся с той «порочной», на его взгляд, системой образования, которая сложилась к XVI в., когда уходит система «тривиумов – квардивиумов». Во времена Коменского преподавание в школах велось только на латинском языке, обучение которому состояло в заучивании текстов Священного писания, богослужебных книг и некоторых классических авторов. Ученики разных возрастов обучались все вместе без учета возраста и имеющихся навыков. Чтение, письмо, песнопение и знакомство с библейской историей – вот основные предметы латинской школы. Однако обучение им происходило без какого-либо порядка, непрерывным потоком без структуры, объяснений и адаптированных для детского восприятия учебников.
Вот как описывал это Коменский: «… учебные занятия и школы полны трудов и гнёта, колебаний и самообманов, ошибок и заблуждений, так что более основательного образования могут достигнуть лишь те, кто отличался необычайными дарованиями», «…школы стали для молодежи не местом игры и наслаждения, a местом тяжелой работы и мучения» (что-то до боли напоминающее современную школу…– Е.К.). Вместо этого бесконечного «мучения» реформатор предлагает свою методику – разделить учеников по возрасту на классы и преподавать каждому классу сообразно с возрастом учеников – от простого к сложному, от общего к частному.
Знакомо? Так и появились в школах классы, уроки, учебные предметы и учителя-предметники.
Не только в знании сила
Ян Коменский выступал и за всеобщее универсальное образование: для богатых и бедных, для девочек и мальчиков, для даровитых и не очень, для людей любых сословий. Он стремился к тому, что все имели возможность получить знания.
Ведь в знании сила! Кто бы спорил. Только при чем здесь общеобразовательная школа? За окном XXI век, любой человек имеет неограниченный доступ к информации во всех ее видах – через интернет, книги, доступ к большинству библиотек, в том числе, мировых, возможность дистанционного обучения на различных курсах и дистанционно даже в именитых ВУЗах. По любым школьным программам (а их сегодня довольно много) абсолютно вся информация есть в открытом доступе – уроки, тесты, тренажеры, поурочное планирование, контрольные, вопросы-ответы, «решебники», да чего уж там, даже ГИА и ЕГЭ с вопросами и ответами.
Тех, кто учит, полно, но это не педагогика
Выходит, у педагога иная задача. У того же Соловейчика читаем: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло – потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету – осветлить его ум и просветить его...». Лучшее, что может сделать учитель, пробудить жажду познания мира, привить вкус к научению, открыть перед ребенком новый мир. И если эта жажда в ребенке просыпается, поддержать, направить, помочь! «Если педагогика хочет воспитать человека, она должна прежде всего узнать его...» – К. Ушинский.
Встретить педагога – счастье! Стать педагогом – задача…
Сразу оговорюсь, семейное образование – не панацея, не шаблон и не выход для каждой семьи и каждого ребенка. Например, недавно мы беседовали с главным специалистом отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства образования Свердловской области Марией Павловной Архиповой. Она говорила о том, что оформляя детей на семейное обучение, родителями двигают разные интересы: «И зачастую в принятии такого решения у родителей на первом месте не ответственность за качество образования для своего чада, а, например, интересы финансовые, многие думают, что забирая ребенка из школы домой, они получат за это баснословную сумму денег, которая как финансирование выделяется на обучение каждого ученика в год. Но это миф! Именно поэтому мы стараемся контролировать процесс семейного обучения, настаиваем на аттестациях в школе». Семейное образование материально выгодно? Да ладно! По Свердловской области такая выплата составляет 12 тыс. руб. в год.
Не соперники, а союзники в деле образования детей
С другой стороны, есть примеры замечательных школ, наиболее прогрессивные из которых отказываются от главных атрибутов классно-урочно-предметного обучения. Вместо этого они организуют специальные курсы межпредметных дисциплин, собирают разновозрастные группы детей, не ограничивают обучение только классной комнатой и временем урока, активно задействуя интерактивные ресурсы, видео, тренажеры в интернете, проводят конференции, обмениваются опытом с другими школами. Там нет жестких поурочных планов, нет ориентира на среднего ученика, есть больше возможностей для творческого развития каждого ребенка. И замечательно! Нам же, как говорится, легче! Родители в этом случае становятся помощниками и союзниками школе.
XXI век открыл перед желающими учиться бесконечное море возможностей узнать то, что важно, нужно, актуально или просто познавательно и любопытно. Конечно, классно-урочной системе, родившейся давным-давно, невозможно соперничать с интернетом, новыми интерактивными технологиями, мультимедийным контентом образовательных программ. А родителям зачастую тоже сложно соперничать с одаренными педагогами, преподавателями школ, впрочем, как и, наоборот, школе никогда не заменить внимательного отношения к каждому ребенку, что дано родителям.
Но что если не соперничать, а союзничать? На этот вопрос пытаются ответить экспериментаторы от образования в разных странах: в Финляндии, Японии, Великобритании, Австралии, США и других странах. Мировые лидеры образовательного процесса делают ставку на индивидуализацию образования, межпредметные связи и развитие альтернативных методик группового, но отвечающего потребностям каждого ученика обучения. Об этом говорит множество образовательных конференций, проводимых в разных странах и на разных уровнях. Об этом говорит и постоянное реформирование системы образования в Европе.
К сожалению, у нас в России большинство реформ пока направлены лишь на улучшение классно урочной системы и все большую стандартизацию и регламентацию образовательного процесса. Именно поэтому в таких условиях ответственность компенсировать недостатки устаревшей модели обучения пока лежит на родителях. И кажется замечательным, что родители могут объединяться в этом своем устремлении, проводить и участвовать в конференциях и фестивалях, в том числе международного уровня.