Вейперы

Курить уже немодно, молодёжь ныне предпочитает парить – причём не в небесах, а самым натуральным образом, испуская из себя клубы пара. «Стол» решил выяснить, вытеснит ли вейпинг курение и когда?

Ещё двести лет назад табак не только курили, но и жевали, и даже нюхали. Причем в России любителей нюхательного табака было даже больше, чем курильщиков, – не зря золотые табакерки в начале позапрошлого века были любимым сувениром и подарком от императора своим вельможам. Жевали табак в основном люди низших слоев общества, и лишь в начале ХХ века сигареты и папиросы вытеснили с мирового рынка все эти табачные развлечения. Сейчас же, как уверены социологи, мы являемся свидетелями заката уже курительного табака: по прогнозам учёных, в середине XXI века человечество бросит курить – за исключением, может быть, жителей самых отсталых стран Африки. Привычные нам сигареты, трубки и сигары уйдут в прошлое, как жевательный табак, а вместо них  в курилках будут собираться люди с парогенераторами в руках, пускающие клубы экологически чистого – без содержания никотина – пара. Вернее, уже собираются. Называются они вейперами – от английского vape (то есть парить – вдыхать водяной пар). 

Электронная сигарета

Кто придумал парить?

Отцом-основателем «паровой революции» считается китайский фармацевт Хон Лик, который в 2004 году придумал «электронную сигарету» – как средство для борьбы с курением, помогающее курильщикам отвыкнуть от пагубной привычки. Поначалу в электронных сигаретах использовались картриджи с жидкостью, которая имитировала вкус сигарет, но потом кто-то догадался, что людям хочется потреблять никотин не только с мерзким вкусом. Так появились первые парогенераторы, дающие возможность смешивать вкусы. Основой девайса служат батарея, атомайзер и мундштук. В атомайзере находится спираль с органическим хлопком, пропитанным жидкостью с разными вкусами. Электричество подаётся в спираль, та нагревается, испаряя жидкость, – ароматизированный пар готов. Первыми преимущества парогенераторов оценили пассажиры авиалайнеров, которых правила перелета вынуждали отказаться от курения на борту самолетов. Зато никаких правил касательно электронных сигарет не было. И с тех пор лозунг «Парю где хочу, законом не запрещено» стал самой эффективной  рекламой электронных сигарет. Затем на парогенераторы подсели и подростки: парение не оставляет запаха ни изо рта, ни от одежды, а для «перекура» нет необходимости покидать помещение школы или любого другого заведения: в клубах, кафе, торговых центрах нет запретов на вейпинг. И все это привело к тому, что в 2010 году впервые в современной истории упало мировое потребление сигарет. Табачные компании забили тревогу и сами подхватили мировой тренд, патентуя технологии и перекупая вейперские компании. Сегодня свыше 80 % рынка оборудования и «жижи» для вейпинга принадлежит табачным монстрам: Japan Tobacco, Philip Morris, British American Tobacco. В 2014 году появился и термин «парить» – «vape». Составители Оксфордского словаря даже назвали «вейпинг» словом года. Но в России «вейпинг» вошел в моду только в 2016-м. Между тем парение для многих стало не просто альтернативой табакокурению, но образом жизни.  Появились специальные бары для «парения» и «бармены» – специалисты по смешиванию затейливых коктейлей для выпаривания. Проходят и конкурсы по выдыханию пара под названием «клаудчейсинг»: например, участники становятся спиной к спине, по команде набирают в лёгкие пар и одновременно выдыхают. А жюри по специальной шкале определяет победителя – у кого клубится гуще и дольше. Другая дисциплина в этом спорте – фигурное выдыхание, когда участники придают пару максимально причудливую форму: появляются композиции из колец, медузы, драконы.

vejper

Вредно ли это?

На данный момент у научного сообщества нет единого мнения о вреде электронных сигарет. Официальная позиция Всемирной организации здравоохранения гласит, что вейпинг менее вреден, нежели курение табака: «от сертифицированных курительных устройств в организм поступает меньше токсинов, чем от обычных сигарет». При этом насколько меньше,  ВОЗ не уточняет: исследования на этот счёт ещё не закончены. Также ВОЗ признаёт, что электронные системы доставки никотина (аббревиатура ENDs) – это один из способов бросить курить. Тем не менее врачи утверждают, что и от электронных сигарет есть определённый вред. Во-первых, при парении происходит ожог верхних дыхательных путей – так же как и при курении обычных сигарет. Во-вторых, несколько раз врачи зафиксировали у вейперов развитие дыхательной недостаточности. В итоге в Португалии, Франции, Финляндии устройства для парения приравняли к обычному табаку. В Бельгии, Дании, Норвегии, Бразилии и Сингапуре электронные сигареты полностью запрещены. В Канаде и Австралии реализация вейпов ограничена, а в Великобритании с этого года их приравняли к медикаментам.  

Сколько стоит парить?

Обойдется удовольствие недёшево: современные и мощные парогенераторы стоят 8–10 тысяч рублей (электронные сигареты дешевле: по 3–4 тысячи рублей). Цена 20-миллилитрового флакончика жидкости колеблется от 300 до 1 500 рублей, причём если человек выкуривал пачку сигарет в день и с вейперами снижать интенсивность не собирается, то один флакончик будет уходить за день-два. Плюс расходы на вату и пружины, траты энергии на зарядку (в среднем парогенератор нужно заряжать раз в один-два дня).

vejpery_2

Где больше парят?

Пока что, по итогам 2015 года, электронные сигареты занимают лишь 1,1 % мирового табачного рынка. Больше всего же вейперов насчитывается в США. США – 43 % Великобритания – 13 % Италия – 7 % Малайзия – 6 % Китай – 6 % Другие страны мира – 25 % В России же, по подсчётам организации «За права курильщиков», насчитывается пока что 0,5–0,8 % вейперов от 40-миллионной армии курильщиков, то есть приблизительно 200–300 тыс. чел. По данным организации Euromonitor International, вейперов в России гораздо больше: сейчас не менее 1 млн человек курят электронные сигареты. В следующие пять лет, прогнозируют социологи, вейперами окажутся до 2 % взрослых россиян (порядка 2 млн человек).  

Введут ли акциз на пар?

Государству трудно не заметить такую «налогооблагаемую базу», как жидкость для выпаривания.  Поэтому о введении акцизов на электронные сигареты власти заговорили еще осенью 2015 года, на этом настаивал комитет Думы по охране здоровья. Весной идею публично поддержали Минфин и комитет Госдумы по бюджету и налогам. В Госдуму в апреле внесено два пакета законопроектов о вейперах, причём оба проекта приравнивают вейпинг к табакокурению, ограничивают по местам потребления и в продаже, но вот об акцизах в них не сказано. Тем не менее нет сомнений, что депутаты новой Госдумы эти акцизы введут. Для сравнения: табачные акцизы составляют от 40 до 60 % от розничной стоимости пачки: чем дешевле, тем выше доля акциза. С табачных акцизов бюджет-2015 заработал 380 млрд рублей. Если вейперов приравняют к потребителям табака, как планируют парламентарии, то доходы с парокуров можно грубо оценить в 2–3 млрд рублей. Правда, такое решение будет полностью противоречить здравому смыслу и мировой практике: например, никому в мире в голову не приходит ввести акцизы на никотиновые пластыри, которые выполняют ту же задачу, что и электронные сигареты: и то, и другое предназначено для лечения курильщиков от зависимости. В Великобритании даже субсидируется раздача электронных сигарет табакозависимым в больницах.  

Что будет в будущем?

Шейн Мак-Гилл, руководитель табачного направления Euromonitor International: В 2040 году вейперов будет больше, чем фанатов тлеющих сигарет. И вообще западный человек второй половины XXI века может бросить курить. Мне не очевидно, что у общества в целом есть бессрочное принятие никотина и желание его потреблять, по крайней мере респираторно. Так что большой вопрос, станут ли устройства следующего поколения носителем долгосрочного будущего – или просто последним штрихом в падающей индустрии доставки никотина.

Читайте также