Национальность вне религии?

Вопросы народных скреп и национальной идентичности всё плотнее входят в повестку дня. Куда свернуть на перекрестке ценностей, когда речь встаёт о национальности и религии, специально для «Стола» разбирался Сергей Быструшкин

Каждую неделю Государственная Дума дарит нам очередной повод для обсуждения. Например, не так давно сенатор Елена Мизулина предлагала штрафовать за секс на первом свидании. В качестве контроля собирающиеся познакомиться обязаны получать специальные талоны, заполнять их и предъявлять по окончании свидания. Однако есть и более серьезные инициативы.

Закон «О российской нации и управлении межэтническими отношениями» предложил разработать завкафедрой РАНХиГС Вячеслав Михайлов на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани. Владимир Путин поддержал разработку этого закона. «Необходимо определить федеральный орган, отвечающий за это направление», – заявил он.

В социальных сетях остро отреагировали на предлагаемый закон:

«Подобные законы нужно обсуждать и принимать на общероссийском референдуме. Потому, что наш многонациональный народ должен сам решить, как ему называться, и что именно должно быть прописано в Законе. И вопрос о титульной нации (о её значимости и значении) в ходе референдума обозначится сам собою: существует ли она на сегодняшний день... мда» (авторская орфография и пунктуация сохранены).

Или:

«Что вы обсуждаете? Какие глупости пишите? Речь идет не о русской нации, а о нации россиян. Что это такое? Да все национальности вместе, наше единство. В каждой семье россиян как минимум 5 национальностей, нас не разделишь. Путин поддержал закон о единой нации россиян» (авторская орфография и пунктуация сохранены).

Вопрос о главенствующей нации поднимается не в первый раз. Такая идея уже витала в воздухе, и это важно, потому что тогда возникает вопрос: какие обстоятельства приводят к необходимости принимать подобный закон?

В России таких обстоятельств много: и напряженные межнациональные отношения с лозунгами «Хватит кормить Кавказ!» или «Езжайте домой», и тоска по всему советскому, и подспудное желание всё же являть из себя нацию, а не просто народонаселение.

 

Юрист Сергей Ильченко считает, что этот закон нарушает базовые принципы многонационального государства:

– Закон антиконституционный. Его цель – развитие межнациональных отношений в России. Но о последствиях никто не думает. Не взвешивают за и против.

Пройдёт ли он все чтения? Время покажет. Но он однозначно приведёт к развитию национализма. Регионы начнут принимать свои законы о нациях.

Как правильно отмечают многие эксперты, Россия – многонациональная страна. Преимущество одной нации над другой недопустимо. Все равны.

Уже сейчас понятно, что закон вызовет большие противоречия в обществе. Как увязать между собой понятия «многонациональное» и «многоконфессиональное» государство с тем, что одна нация, по сути, будет выделена в особую касту? Как представители других традиционных религий – ислама, иудаизма, буддизма – будут себя чувствовать в такой ситуации?

Ассия Маннапова, прихожанка центральной соборной мечети в Москве:

– Возможно, закон несёт некую мудрость. Сейчас в связи с общим положением во внешней политике России важно как никогда сближать граждан нашей страны. Но этот закон может неправильно трактоваться представителями различных наций и, наоборот, не сблизить, а разделить общество, которое и так сильно расшатано.

Ассия считает, что, «исходя из истории становления нашего государства людям надо разъяснять, что есть славяне, татары, якуты, народы Дагестана и всех нас объединяет статус “россиянин”». Но, по её словам, пока многие наши граждане не знают, что наши республики – это тоже РФ, такие законы не принесут пользу.

Священник Сергий Ширапов считает, что, пока разговор не заходит о политике, представители самых разных наций могут вполне спокойно сосуществовать:

– Представителей каких-то ярких народностей на приходе у нас нет, но иногда сталкиваюсь с ними. Год назад один украинец принимал крещение у моего друга, я тоже там был, он оказался ценителем русской культуры, это еще в Украине было. Мы попили чай вместе, через переводчика пообщались, он плохо понимал по-русски. Пытались и за политику поговорить, но это оказалась больная тема, и переводчик нас остановил. В остальном общение было нормальным. Бывает, что из США батюшки приезжают, но они тоже русские. Там же есть Американская православная церковь. Они такие же, как и мы, особенно украинцы. Нам нечего делить, мы братья и сестры во Христе.

Может быть, авторов закона побудило к его написанию отсутствие полноценного межнационального диалога? В России нет организации, отслеживающий тенденции – как между собой уживаются разные национальности. В 2010 году существовало Министерство по национальной политике, но оно находилось под влиянием некоторых лиц, в частности того же Михайлова, и это говорит о многом. Тем не менее такие организации нужны.

В своё время был принят закон под названием «Стратегия государственной национальной политики до 2025 года». Упрощённо его суть можно сформулировать так: многонациональная страна, в составе которой много республик, должна внутри себя жить в мире и согласии. Но возникает естественный вопрос: если всё так хорошо, откуда столько проблем? Иными словами, стратегия есть, но она не работает.

Наталья Холмогорова, общественный деятель:

– Старшее поколение помнит, как из нас уже пытались создать единую нацию, точнее, «новую историческую общность – многонациональный советский народ», который должен был превзойти и заменить собой существующие народы. Это закончилось крахом: при первой же возможности «советский народ» распался по старым этническим границам, а некоторые его составляющие даже принялись стрелять друг в друга. Судя по текущей национальной политике России, к сожалению, можно предположить, что речь идёт ещё об одной попытке «тихой сапой» сменить идентичность большинства населения – русских, предложив им отказаться от этничности и остаться только «россиянами».

Теоретически на православных верующих принятие или же непринятие этого закона никак сказаться не должно. Потому что «во Христе нет ни эллина, ни иудея».  Но как греческий народ сформирован своей верой, так и Россию нельзя представить без Православия. Христианство смогло сплотить разные враждующие между собой племена в великую нацию, и эпитет «Русская» неотделима от нашей национальной поместной православной церкви. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос.

Во всяком случае, согласно Бердяеву, «нация есть мистический организм, дух, Божий замысел, который может осуществить или загубить народ». Философ считает, что «таинственную жизнь нации мы постигаем в собственной глубине, когда мы перестаём жить поверхностной жизнью, жизнью внешних интересов, когда мы освобождаемся от исключительной власти оболочек, разделяющих людей». Осталось лишь понять, как освободиться от этих оболочек и разделений, а там и до нации недалеко.

 

 

Читайте также