Этот «ненавистный», но непобедимый ЕГЭ

Помимо традиционных призывов отменить ЕГЭ в конце этого года прозвучало и одно интересное предложение, как его можно «обойти»

Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

ЕГЭ принято ругать. Его ругают все – от депутатов Государственной думы до школяров, которым государственный экзамен только ещё предстоит сдавать. Конец уходящего года не стал в этом смысле исключением.

Сначала с жёсткой критикой единого государственного экзамена выступил председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, который во время своего выступления на конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека» заявил, что необходимо  «отменить ЕГЭ... Это просто пытка какая-то для молодёжи». Никакой альтернативы ЕГЭ г-н Бастрыкин не предложил, но спровоцировал новый виток дискуссии вокруг единого государственного экзамена.

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Фото: Никеричев Андрей / Агентство «Москва»
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Фото: Никеричев Андрей / Агентство «Москва»

Портфолио раздора

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев через пару недель после выступления главного следователя страны сообщил, что ведомство рассматривает в качестве альтернативы ЕГЭ портфолио школьника. Предполагается, что в портфолио войдут все достижения обучающегося примерно класса с шестого – спортивные, творческие, волонтёрство и др.

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Фото: Новосильцев Артур /Агентство «Москва»
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Фото: Новосильцев Артур /Агентство «Москва»

Правда, речь пока идёт о 2030 годе. За это время много воды утечет, но это, наверное, и к лучшему: тревожит, что те абитуриенты, которые быстро бегают или хорошо танцуют, будут впереди тех, кто просто добросовестно учился в школе. Поэтому, по нашему мнению, портфолио может дополнять результаты ЕГЭ, но не заменять их.

Кроме того, введение портфолио в процедуру отбора абитуриентов связано с целым рядом угроз.

Во-первых, резко возрастёт уровень коррупционности: очевидно, что победы на научных и творческих конкурсах можно просто купить, тем более если эти конкурсы имеют региональный характер. Во-вторых, не исключены фальсификации документов, включённых в портфолио. Наконец, необходимо представлять, что школьники из сельской местности и малых городов будут поставлены в неравное положение по сравнению со своими сверстниками из мегаполисов, которые имеют значительно больший доступ к различным соревнованиям, олимпиадам, конкурсам.

Ходи с бубей

Но это ещё далеко не всё. 24 декабря состоялось совместное заседание Госсовета и Совета по науке и образованию, которое провёл президент РФ Владимир Путин. Лидеры парламентских партий вновь подняли на этом заседании вопрос о едином государственном экзамене.

Геннадий Зюганов традиционно призвал отказаться от единого государственного экзамена и вернуться к классическим вступительным испытаниям. Владимир Жириновский озвучил более экзотичную идею – отменить ЕГЭ на Дальнем Востоке. По словам Жириновского, после отмены единого государственного экзамена в дальневосточный регион активнее поедут учиться. Здесь лидер ЛДПР, несомненно, лукавит. Он прекрасно понимает, что учиться в дальневосточные вузы по этой причине никто не приедет. Но уезжать на учёбу в другие регионы, не сдав ЕГЭ, выпускники школ Дальнего Востока уже не смогут. Так, может быть, проще у них паспорта отобрать?!

Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости
Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

А в общем складывается впечатление, что когда политикам говорить не о чем, они начинают обсуждать ЕГЭ. Как в известной песенке: «…И всегда ходи с бубей, если хода нету».

История ЕГЭ в нашей стране насчитывает уже 20 лет. И все эти годы, иногда затухая, но затем вновь разгораясь, идёт дискуссия об эффективности этого инструмента контроля знаний школьников. У сторонников ЕГЭ в арсенале два основных аргументов в его защиту: первый – ЕГЭ позволяет поступить в «топовые» вузы страны детям из провинции, и второй – ЕГЭ ликвидировал связанную с набором студентов коррупцию в вузах.

И с этими аргументами трудно не согласиться. Частично ЕГЭ эти две проблемы решил. Конечно, ведущие вузы возвели новые баррикады в виде дополнительных внутренних испытаний, да и коррупция при поступлении в университеты ушла из вузов, но не исчезла совсем. Однако детей из регионов в вузах мегаполисов стало существенно больше, а взяток вузовским педагогам за поступление в вуз – значительно меньше.

Новая траектория

Беда только в том, что ЕГЭ за прошедшие 20 лет существенно изменил образовательный процесс в школе. ЕГЭ стал целью и единственным критерием работы учителя, а это, как теперь говорят, «не есть хорошо». Поэтому совершенствовать систему контроля знаний необходимо.

В этом плане интересна свежая новость, прилетевшая на днях из Рособрнадзора. Руководитель ведомства заявил, что не видит рисков в том, чтобы оставить единый государственный экзамен только для тех, кто планирует поступать в вузы. Если эта идея будет реализована, то основным выгодополучателем окажется система среднего профессионального образования (СПО). Выпускники школ, отказавшиеся сдавать ЕГЭ, в большинстве своём осенью окажутся в учебных заведениях СПО. Этот формат интересен для молодых людей ещё и тем, что действующие в настоящее время правила приёма в вузы предоставляют выпускникам техникумов и колледжей возможность поступления по внутривузовским экзаменам. Таким образом, формируется образовательная траектория, не требующая сдачи ЕГЭ.

Можно предположить, что произойдёт своеобразная специализация школ. Обучающиеся в гимназиях, лицеях и большинстве специализированных классов школ, как правило, «заточены» на поступление в вузы, и обучение здесь будет ориентировано на ЕГЭ. Обучение и профориентационная работа в обычных школах и классах будет строиться с прицелом на учебные заведения СПО.

Учитывая, что в последние годы система СПО активно и, на наш взгляд, успешно развивается, такой вариант развития событий представляется позитивным.