Название для волонтёрского движения, которое знают все в Саратове и области, родилось само собой: увидев, как много саратовцев готовы немедленно бескорыстно откликнуться на чужую беду, организаторы поняли, что у города есть живая ДУША. Конечно, волонтёрское движение «Душа» создано для того, чтобы по возможности помочь тем, кто нуждается, но вместе с тем есть у него и ещё одна важная миссия – объединить тех, кто стремится сам оказывать помощь.
«Проект родился чисто случайно, в жаркое лето 2019 года очень много было в области погорельцев. Я увидела в каком-то чате, что собирают вещи для семьи, которая осталась без крыши. Потом оказалось, что таких семей много и что люди готовы помогать не только вещами. И мы создали чат, – вспоминает руководитель волонтёрского движения “Душа”, председатель Экспертного совета по правам ребёнка в Саратовской области Марина Назарова. – Человек сто, наверное, откликнулись на эти пожары, а потом никто не удалился – наоборот, группа начала расти. Сейчас у нас уже где-то 650 человек в группе. Сегодня волонтёрское движение “Душа”, мне кажется, знает весь Саратов, в любой ситуации друг другу советуют: обратитесь в “Душу”».
Волонтеры «Души» помогают семьям, где есть дети с ОВЗ и тяжелобольным взрослым, одиноким старикам и выпускникам детских домов, – всем, кому тяжело. И не только материально. Помощь эта может быть и виде моральной поддержки: организация досуга, реализация мечты, даже поход в пиццерию для болеющего ребенка; юридической или практической: получение консультации специалистов, юридическая помощь, оплата лечения, реабилитации и так далее.
«У меня умер ребенок, у него был рак. И нам тоже помогали волонтеры, я видела эту работу и восхищалась ими в тот момент: просто так помогать людям, это… ну не каждый так сможет, – делится своими воспоминаниями Марина Назарова. – Когда у меня произошла трагедия, на какое-то такое время я ушла в себя, ничего мне не надо было. А потом поняла, что все-таки я, наверное, не могу остаться в стороне, что у меня есть внутренний ресурс, который я могу отдать на добрые дела. Я вижу много маленьких детей, которым нужна помощь. И их мамам: подыскать клинику, поговорить с врачами ... Ну я была сама на этом месте, понимаю, что мама в растерянности в полной, а волонтер он более как бы холодно смотрит на ситуацию. Ну и поэтому и решила, что буду заниматься волонтерством».
«Хотелось бы, чтобы наши дети не оставались без помощи, чтобы у их мам оставалось больше времени на себя, на любимое занятие, вместо того чтобы бегать по этажам различных инстанций, обивать пороги, стирать себе колени, локти и все прочее, – говорит Людмила Ларина, которая ведёт в волонтёрском движении “Душа” направление помощи семьям в сложной жизненной ситуации, в том числе семьям с особыми детьми. – Пусть волонтёрских сообществ будет меньше, пусть все проблемы решаются через государство. Главное – чтобы эта помощь была доступной, качественной, своевременной. А у нас как получается: человек раз обратился, два обратился и не нашёл решения своего вопроса. Грустно об этом говорить, но, к сожалению, уровень государственной медицины, образования, культуры, спорта, социальной поддержки оставляет желать лучшего, вот и ищут люди другие пути, чтобы справиться».
Объединившись для того, чтобы спасти кого-то в трудной ситуации (кто деньгами, кто руками, кто знаниями, кто машиной, кто просто добрым словом), люди начинают понимать, что их связывает нечто большее, чем просто общее дело.
«Да, это всё энергетически очень затратно. Но с годами ты понимаешь, что по-другому жить не можешь, – признаётся Людмила Ларина. – Мы часто встречаемся, видимся, общаемся. Всё, что нас связывает, – это единые принципы, единое видение, того, как можно изменить то, что нас окружает. Это такое дружеское сообщество, которое позволяет верить в добро, в чудеса, во что-то позитивное. Вместе проще».
Часто те, кто получил помощь, сами потом включаются в волонтёрское движение. Добро – дело заразительное.
«Когда одинокая бабушка, которой однажды помогли с продуктами или помыли полы в её доме, улыбается и приглашает на чай или сама начинает готовить еду для других нуждающихся людей, – это бесценно», – говорят организаторы «Души».
Надежда Балашова обратилась к волонтерам «Души» за помощью, чтобы собрать средства на дорогую реабилитацию для дочери Маши, у которой ДЦП. Сегодня 13-летняя Маша ведёт страницу движения в Инстаграм: «Я помогла “Душе” в полной упаковке профиля, пишу посты, делаю визуал и тому подобное, – рассказывает Маша. – Когда я вырасту, я тоже буду заниматься благотворительностью, потому что это часть меня. Мне когда-то помогли в детстве, и я, конечно, буду это продолжать».