Чистая психология: почему телефонным мошенникам верят на слово

Если вы начали прислушиваться к словам мошенника и сделали по его просьбе хотя бы мелочь – 90 %, что он добьётся успеха. «Стол» разбирался, как преступники усыпляют бдительность жертв и устанавливают над ними контроль  

Человек в костюме космонавта говорит по телефону. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Человек в костюме космонавта говорит по телефону. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Ольге 32 года, она живёт в Твери и сейчас нигде не работает. Под Рождество ей позвонил человек, который представился сотрудником Центробанка. Он сообщил, что на её имя неизвестные пытаются оформить кредит, но при этом указывают данные чужой карты. Чтобы пресечь действия злоумышленников, нужно подать дубликат заявки на кредит, но указать в ней уже свою карту.

«Развод» в отношении Ольги использовали многоходовый. Параллельно с «банковским работником» женщине начал звонить «следователь». Чтобы развеять сомнения жертвы, мошенник сам посоветовал ей проверить определившийся номер телефона. Это был городской номер, который она нашла на сайте отдела СК Московского района Твери. После этого Ольга прониклась серьёзностью ситуации.

– Мне говорили, что мошеннические операции с моим счётом проводит сотрудник Тверского отделения Сбербанка, – рассказывает Ольга. – Что они его практически вычислили. «Следователь» сказал, что нам нужно будет встретиться в понедельник. Спросил, нужна ли повестка на работу. Потом посоветовал следовать рекомендациям «сотрудника Центробанка».

«Сотрудник Центробанка» уже не отпускал Ольгу до последнего, он был на связи всё время и говорил ей, что она должна делать. Так, она оформила кредит онлайн. Мужчина объяснял ей, что и как делать, чтобы его одобрили. Она внесла ложные данные о своём проживании и заработной плате под его диктовку.

Затем направилась к банкомату, сняла доступную ей сумму и получила дальнейшие инструкции: перевести деньги частями на «ячейки банка-партнёра». 

– Они мне назвали восемь счетов QIWI-кошелька, а остатки я перевела на номер Tele2, – вспоминает женщина. – К тому времени я уже не соображала, что происходит. Я сняла деньги с помощью банкомата Сбербанка, а переводила через банкомат Почта Банка. 

Ольга отдала мошенникам 240 000 рублей. Они были очень убедительны, особенно лжеследователь. Ближе к ночи женщина позвонила по номеру СК, там никто не ответил. А на номере «сотрудника Центробанка» оказалось агентство недвижимости. На горячей линии Центробанка Ольге объяснили, что она говорила с мошенниками, и посоветовали обратиться в полицию. Она так и сделала. Уголовное дело возбудили, но сразу предупредили, что такие преступления раскрываются редко, искать мошенников будут долго.

В Сбербанке тоже не порадовали. «Вы отдали деньги собственными руками», – сказали жертве аферистов.

Ольга написала письмо в платёжный сервис QIWI, обратилась к юристу и сдаваться не собирается. 

«Четыреста способов отъёма денег у населения»

Мошеннических схем великое множество, и они постоянно меняются, дополняются, смешиваются. Мы обратились за консультацией к юристам. И они рассказали, с какими уловками аферистов сталкивались их клиенты.

– К нам часто обращаются жертвы мошенников с просьбой помочь вернуть деньги или отказаться от взятых кредитов, – говорит руководитель юридической фирмы «Кодест» Юлия Кочаровская. – Последнее время помимо простых запросов, где человек добровольно переводит деньги или называет свой CVC-код псевдобанкам по телефону, появились случаи, когда люди берут на себя кредиты с целью «помешать мошеннику сделать то же самое». Недавно к нам обратилась девушка, которая взяла 4 кредита онлайн на миллион рублей совокупно, пока она «висела» на проводе с отличным психологом, по совместительству мошенником, который представился ей работником прокуратуры. Мошенники часто используют ФИО реальных сотрудников прокуратуры (мы это знаем и из истории Ольги – прим. ред.), которые легко найти на сайте. Девушка проверила, такой человек есть на официальном сайте прокуратуры. Она стала выполнять его указания. Взяла 4 кредита, сняла деньги и положила их на электронный кошелёк мошенника.

Мошенники часто представляются сотрудниками правоохранительных органов. И это чистая психология: люди и доверяют, и побаиваются спорить и задавать лишние вопросы. При этом им как-то в голову не приходит, что жулики тоже умеют пользоваться интернетом и запросто могут зайти на сайт СК и посмотреть телефон и имя следователя. Эксперт в сфере IT–права, управляющий партнер юридической компании IT LegalNet  юрист  Евгений Мазепин говорит, что самая распространённая роль, которую используют преступники, – сотрудник ГУБЭП и ПК. Хотя случаи представления следователями Следственного комитета также известны. 

Фото: Сандурская Софья / Агентство «Москва»
Фото: Сандурская Софья / Агентство «Москва»

Жертве говорят, что якобы в ходе расследования мошенничества в сфере выдачи кредитов задержали некоего Антонова (Иванова, Петрова), у которого обнаружили документы жертвы. В настоящее время от имени жертвы подано заявление о выдаче кредита. А чтобы выдуманные мошенники не смогли взять этот кредит, «правоохранители» предлагают «помощь». Для этого нужно взять кредит самому (как правило, мошенники уже предварительно отправили заявку на выдачу кредита и получили предварительное одобрение, воспользовавшись сканами документов жертвы), после чего нужно перевести денежные средства на так называемую «защищенную ячейку», которая на самом деле является кошельком в QIWI-банке. После этого мошенники даже присылают на мессенджер жертвы «письмо из банка» о погашении задолженности, усыпляя таким образом способность человека критически мыслить. 

По мнению адвоката Александра Станишевского, мошенники используют разные методы, исходя из возраста человека, которого они хотят обмануть. Пожилых чаще «разводят» по телефону, а молодых людей атакуют через мессенджеры и сайты объявлений. 

– Если человек размещал на Авито объявление об оказании услуг, – говорит Станишевский, – то мошенники звонят по указанному в объявлении телефону и предлагают купить базу данных потенциальных клиентов. Например, если некто разместил объявление об оказании услуг мастера маникюра, то ему позвонят и сообщат о возможности приобретения «слитой» базы данных клиентуры «закрывшегося» салона красоты. 

В лучшем случае человек, разместивший объявление, получит «фейковую» базу данных, в худшем – ничего не получит вообще. Но телефонное мошенничество в отношении молодых отмирает: им больше не звонят, их уводят в мессенджеры, отказываясь разговаривать по телефону. Например, на Авито или Юле размещается объявление о продаже домашнего животного (щенка или котёнка) дорогой породы –  британской короткошерстной кошки или лабрадора. Продавец просит предоплату и обещает либо привезти животное самостоятельно либо гарантирует его доставку курьером. Получив деньги, мошенник, снимает объявление, удаляет аккаунт на Авито/Юле и WhatsApp. Потерпевшие, по словам Станишевского, – в основном девушки от 16 до 25 лет. 

Так что если подозрительный продавец избегает телефонного разговора и просит перенести беседу в WhatsApp – это может быть признаком того, что он уже находится в местах лишения свободы и опасается того, что сотрудники колонии услышат, как заключённый разговаривает по телефону.

Юрист рассказывает, что начало пандемии дало старт и необычайной активности телефонных мошенников. И, хотя такие преступления раскрывают редко, но такое всё же случается, и к адвокатам начали обращаться обманщики, которых поймали. Был такой случай и в его практике.

– Мой подзащитный, – говорит Станишевский, – нашёл на Авито компьютерного мастера и позвонил ему, представившись начальником отдела в государственном органе. Звонивший сказал, что ему срочно надо подчинить компьютеры в офисе, и попросил мастера приехать. Спустя время, пока компьютерщик добирался к назначенному месту, мой клиент вновь позвонил потерпевшему и попросил по пути заехать в магазин и купить бутылку коньяка – сказал, что потраченные деньги обязательно вернут. 

Компьютерный мастер купил алкоголь и отзвонился, сообщив о покупке. «Начальник» поблагодарил его и, извиняясь, попросил сделать ещё кое-что – перевести немного денег на определённый номер мобильного телефона. Сумму, конечно же, возместят. Мастер выполнил просьбу. А потом его попросили пополнить счёт другого номера. А потом ещё одного, и ещё, и ещё… Все сим-карты принадлежали одному злоумышленнику. В ходе следствия выяснилось, что подобный психологический «трюк» обвиняемый разузнал в местах лишения свободы около 10 лет назад: потерпевшего необходимо было «завести» в магазин и понудить совершить покупку материального и ощутимого предмета. Если он соглашается и исполняет просьбу, то теперь жертву надо попросить перевести небольшую сумму денег на определённый абонентский номер телефона. И так далее – «доить», пока возможно. 

Что делать жертве мошенников?

– В такой ситуации не подходят классические подходы с блокировкой карты или счёта. Ведь здесь человек, действуя по чужой указке, введённый в заблуждение, осуществил ряд действий, направленных на получение кредитов и перевод денег третьему лицу. В предмет доказывания в первую очередь мы включаем доказательства того, что человек действительно обманут, а не находится в сговоре со злоумышленниками. Защищая интересы обманутого человека, в данном случае необходимо обратиться в полицию для возбуждения уголовного дела и поиска мошенников. В случае, если полиции не удастся найти мошенников, а банки откажутся (что логично) аннулировать кредиты, человеку придётся обращаться в суд с гражданским иском с целью признании кредитных договоров недействительными, – говорит Юлия Кочаровская. 

Лучший способ вернуть деньги – не отдавать их

Алексей Акинин работает в банковской сфере более 12 лет. За всё время работы он ни разу не видел, чтобы обманутый человек смог добиться аннулирования кредита. Он говорит, что слышал о таких случаях, но сам никогда с этим не сталкивался. Если вы сняли деньги с автомата и перевели мошенникам, очень трудно доказать, что вы это сделали под давлением. Для банка вы это сделали самостоятельно. Однако на памяти Акинина есть случаи, когда мошенничество удавалось предотвратить. Для этого надо вовремя распознать мошенников.

Фото: Любимов Андрей / Агентство «Москва» 
Фото: Любимов Андрей / Агентство «Москва» 

– Главная задача всех мошенников – втереться к вам в доверие, – рассказывает Акинин. – Это можно сделать разными способами: можно давить на жалость, угрожать, предупреждать об обмане и предлагать помощь, представляться сотрудником правоохранительных органов или родственником. Если вы начали прислушиваться к человеку, который вам позвонил, – это 90 % успешности мошеннической операции. Дальше уже дело техники.

Второй принцип – правдоподобие. Мошенники делают так, что их обращение мимикрирует под реальное. Бывает, что они указывают реальный номер с помощью сервиса поддельных номеров. Но большинство жертв мошенников даже это не проверяют. Третий принцип – мошенники побуждают вас что-то немедленно сделать. Как работают крупные государственные структуры? Такого не бывает, что вам кто-то звонит и говорит, что надо срочно в течение 5 минут что-то сделать. Система не так устроена. Тем более Центробанк не работает с физическими лицами, только с коммерческими банками. У них просто нет таких ресурсов, чтобы обзванивать людей. И если кто-то говорит, что надо немедленно передать какие-то данные, немедленно одеваться и бежать к банкомату, то в голове должна загораться красная лампа, сигнализирующая, что происходит что-то не то.

Реальный сотрудник банка может позвонить, чтобы узнать, вы ли проводите операцию, которую банк счёл нетипичной и странной, говорит Акинин. Настоящий сотрудник банка, по его словам, никогда не спросит какую-то информацию, которая может скомпрометировать ваш счёт. Он знает, как вас зовут, какую операцию вы совершаете, он может спросить кодовое слово или те данные, которые позволяют убедиться, что это вы совершаете операцию. Но при этом с помощью этих данных нельзя снять деньги со счетов. То есть фото карты, CVC-код, код из смс могут просить только мошенники.

Что касается лёгкости получения кредитов, Алексей объясняет, что суммы до 500 000 рублей – потребительский кредит – банки сейчас выдают достаточно легко. Просто потому, что даже если человек официально нигде не работает, он же на что-то живёт и сможет найти 5 000 рублей в месяц на выплату долга. 

Из реальных способов избавиться от неподъемного кредита есть процедура банкротства физических лиц. Признать себя банкротом гражданин РФ может, если он не в состоянии выплатить долг в размере до 500 000 рублей. Статус банкрота позволяет списать задолженность и остановить начисление процентов, поясняет Акинин. Но это накладывает ограничения на предпринимательскую деятельность и негативно влияет на кредитную историю. 

Читайте также