Фото: АГН «Москва»
В Подмосковье заработала программа «Приведи друга»: медики, которые приведут в штат поликлиники или больницы нового сотрудника, получат премию в 50 тысяч рублей. Фактически, так власть расписывается в катастрофе в связи с нехваткой сотрудников… Соглашусь, что ситуация острая: кто бы спорил. Но предлагаю друзей не «приводить», а обретать – друг в друге. Если врачи и пациенты объединятся в общей заботе о здравоохранении, многое из того, о чём мы мечтаем поодиночке, можно будет сделать сообща. Поясню по порядку.
В здравоохранении два основных участника: медработник и пациент. Они взаимозависимы и друг без друга не могут, но часто оказываются по разные стороны баррикад. Почему так происходит? Тут дело и в несовершенстве системы оказания медицинской помощи, и в отсутствии налаженной системы лекарственного обеспечения, маршрутизации пациентов, и в однобокости организации медицинской помощи. Нет доступного информирования, школ пациентов по их заболеваниям, нет психологической и социальной поддержки. Поэтому пациенты стали объединяться в пациентские организации, чаще всего по видам заболеваний, чтобы делиться информацией, поддерживать друг друга, оказывать правовую помощь. Таких организаций в России несколько десятков, и в 2010 году они даже объединились во Всероссийский союз пациентов. Есть также организации пациентов, объединённых не по нозологиям, а по территориальному принципу. Так, при многих поликлиниках и амбулаториях есть общественные советы пациентов. По своей сути эти организации являются профсоюзами. И хотя у них нет общей профессии и трудового коллектива в официальном понимании этих слов, но это люди, объединённые общими проблемами и желанием жить достойно, несмотря на свой недуг. Как говорится, «чтобы болеть в России, надо иметь недюжинное здоровье», а заодно много знать и быть юридически подкованным. Поэтому пациентские организации очень нужны.
У медработников, в свою очередь, схожие проблемы. Большие нагрузки, маленькие зарплаты, нехватка времени. А также жалобы недовольных пациентов. Не всегда эти жалобы касаются лично врача и оказываемой им медпомощи. Часто причина жалоб уходит корнями всё в ту же неправильную организацию медицинской помощи, сверхэксплуатацию медицинских работников. У медиков, в отличие от пациентов, есть свои профсоюзы. К сожалению, в большинстве случаев официальные ФНПР-профсоюзы никак не защищают медработников, лояльны по отношению к работодателю и только раздают новогодние подарки. Обидно и некрасиво звучат слова некоторых членов медицинского сообщества, направленные на укрощение недовольных коллег. Начинают призывать к врачебному долгу, совести, припоминают клятву Гиппократа. Характерно, что чаще всего такие призывы исходят не от простых «рабочих лошадок», а людей рангом повыше, которые скорее чиновники, чем врачи. Почему они не взывают власть имущих к совести, к соблюдению порядков и законов? Вопрос риторический…
Третья сторона
В здравоохранении есть и третья сторона, назовем её условно «чиновники здравоохранения». Они должны решать проблемы и медиков, и пациентов, но это непросто. Им также нужно сдерживать недовольство и тех, и других. Добиваться того, чтобы волна не пошла выше и не смыла случайно их из удобного кресла. Поэтому придуманы разные способы погасить эту бурю. Например, давать высказываться людям в различных чатах. Известно, что большинство недовольных, «выпустив пар» в каком-нибудь чате, не будут дальше ничего делать – ни писать обращения в разные инстанции, ни ходить на приёмы к главврачам и министрам. Есть ещё способ перевести стрелки на рядовых врачей и медсестёр. Например, в целях экономии главврач устно даёт распоряжение врачам не выписывать направление к каким-то специалистам или на какие-то анализы. Пациент пишет жалобу. И главврач наказывает врача, потому что «администрация никаких распоряжений не давала«». Или доступность медицинской помощи. Свежий пример – итальянская забастовка фельдшеров станции «скорой помощи» в городе Ишимбай. Там сложилась ситуация, которая есть в большинстве больниц и на станциях скорой помощи: нехватка персонала и мизерные зарплаты. Фельдшеры работают в неукомплектованных бригадах по одному, берут по полторы ставки, ночные дежурства, но доплат за это не получают. Обращения к непосредственному начальству и взывание к совести не помогли, и тогда работники решили пойти на «итальянскую забастовку», а это, обратите внимание, всего лишь работа по правилам, по закону: работа на ставку в укомплектованной бригаде и оплата сверхурочной работы. И вот за эти законные требования медиков стали гнобить и называть дезертирами. И через СМИ внушать пациентам, кто тут главный источник их бед. Это, конечно, не организаторы здравоохранения района и области, которые отвечают за укомплектованность штатов и зарплаты, а фельдшеры, которые не хотят помочь больным людям (работая на 2–3 ставки за копеечные зарплаты).
Ещё одним способом столкнуть медиков и пациентов лбами являются, к сожалению, СМИ и социальные сети. Публикации про «врачей-убийц» и «пациентов-экстремистов» появляются так часто и наполнены такой взаимной ненавистью и злобой, что становится страшно. Они вбивают клин между медиками и пациентами, отдаляя их друг от друга. Если задуматься, то такое разобщение очень выгодно чиновникам. Когда есть две враждующие стороны, они так погружены в военные действия друг с другом, что посмотреть на всё здраво и оценить первопричину проблем у них просто нет возможности.
Свежие примеры
Если усилия медработников и пациентов объединить, найти общий язык, точки соприкосновения и взаимодействия, то это будет полезно как для одних, так и для других. Пациентские и медицинские сообщества должны встречаться и налаживать диалог: проблемы-то у них имеют общий корень. И тогда появится возможность изменить что-то в организации медицинской помощи, ведь чиновникам придётся иметь дело сразу с двумя заинтересованными сторонами, которые стали единой сильной стороной.
Уже сегодня встречаются немногочисленные примеры взаимодействия медицинского и пациентского сообществ: объединение семей детей-инвалидов добилось диалога с медиками, и в результате было организовано отделение раннего сопровождения этих семей на базе детской поликлиники. В другом клинико-диагностическом центре благодаря настойчивости общественного совета пациентов удалось расширить штат медработников, добиться необходимых для района ставок специалистов. Жаль, что таких конструктивных примеров взаимодействия пока совсем немного. Но именно в единстве медиков и пациентов сила! Станем друзьями, чтоб не болеть поодиночке.