Фото: Пресс-служба департамента здравоохранения Москвы/АГН «Москва»
В Петербурге со 2 по 13 февраля объявлен настоящий детский локдаун. Школьники с 7 по 11 класс переведены на дистанционное обучение. Но и среди младшеклассников много тех, кто учится дистанционно: примерно свыше 4 тысяч классов 438 школ города в начале недели были на дистанционном обучении из-за массовой заболеваемости детей ковидом и ОРВИ.
Детям и подросткам можно посещать только продовольственные магазины и аптеки, а поесть в общепите – только на вокзалах, автозаправках и в аэропорту, а также в гостиницах, если ребёнок там проживает с родителями. Закрыты для детей спортивные секции, кружки в домах детского творчества, театры и музеи, а в библиотеках можно только обменять книги. Не пустят детей и в торговые центры. Остаётся лишь гулять в зимних садах и парках, а вот поехать в Ленинградскую область для похода в кафе или музей уже не получится: там ввели аналогичные меры.
В Петербурге уже развернута почти тысяча ковидных детских коек и планируется ещё увеличить коечный фонд. Медики говорят, что хоть дети и подростки всё же переносят новую коронавирусную инфекцию в подавляющем большинстве легче, чем взрослые, но 3 % из почти шести сотен детей, которые лежат на ковидных койках Городской детской инфекционной больнице № 5 им. Филатова, – в реанимации.
Особенность пятой волны ковида не только в стремительном подъёме заболеваемости и суперзаразности штамма «омикрон», а именно в том, что стали массово болеть дети. «Ковид стал детской инфекцией», – говорит заведующая инфекционным боксированным отделением № 10 Детской городской клинической больницы № 5 им. Н.Ф. Филатова Елена Дондурей. Врач рассказывает, что сейчас ковид у ребёнка клинически практически невозможно отличить от проявления ОРВИ. У детей развивается ларинготрахеит, бронхообструктивный синдром, стеноз гортани, при высокой температуре могут быть судороги. В клинике Петербургского педиатрического университета, где лечат детей с сопутствующими патологиями и тяжёлым ковидом, родителей при выписке ребёнка всегда предупреждают о возможном развитии мультиорганного воспалительного синдрома. Но всё же в подавляющем своём числе дети заболевают ковидом не тяжело, хотя и массово.
Чтобы поставить преграду массовому заражению несовершеннолетних, в Петербурге начали прививать детей с 12 лет вакциной «Спутник-М». В детских поликлиниках развёрнуты прививочные пункты. Поскольку первый транш вакцины небольшой – всего 2 800 доз, то горожанам рекомендовали в первую очередь прививать подростков групп риска, у которых ковид протекает тяжелее, чем у здоровых детей. Пока привито немногим более 300 детей. И у родителей насчёт вакцинации нет единого мнения.
Заметим, что за время пандемии – с 2020 года – в Петербурге от коронавируса умерло 14 детей. Причём в этом году уже четверо.
«Стол» попросил родителей рассказать о своём отношении к детской вакцинации. Откликнулись не только петербуржцы.
Настроены вакцинироваться
Елена В.: «Очень ждала вакцину, мониторила все новости и записалась в первый же день, как только открыли запись на Горздраве. На 31.01. Но, к сожалению, в субботу получила положительный тест. Соответственно, вакцинация отменяется. У меня дочь 17 лет. Планирую её вакцинировать, но теперь пока не знаю, когда. Сыну летом будет 12, тоже планирую вакцинировать».
Айна Л.: «Собираюсь делать первую прививку старшему подростку 12 лет. У него частые бронхиты, так что он изначально в группе риска. Ковид перенёс в прошлом декабре очень тяжело. Болел больше месяца, осложнения и сейчас дают себя знать. Поликлиника отказалась тогда подтвердить ковид».
Виктория Б.: «Я однозначно за вакцинацию подростков и детей младше 12 лет тоже. Нам необходимо получить как можно большую иммунную прослойку, тем более что на данный момент штамм «омикрон» поражает детей гораздо больше, чем предыдущие (штаммы – прим. ред.) и, по наблюдениям врачей, дети младше 12 болеют достаточно сильно. По моему мнению, мы опаздываем с вакцинацией детей, в других странах подростки уже привиты. Также вакцинация подростков требуется по причине активности детей. У них нет удалёнки на сегодня, есть кружки и дополнительные занятия, они практически не носят маски, гуляют, много времени проводят в ТЦ.
У меня дочь и сын, дочь совершеннолетняя, и она привилась практически сразу, как ей стало можно по возрасту. Сыну семнадцать с половиной, и меня очень расстраивало, что я не могу привить мальчика ростом 185+, тем самым он подвергается опасности».
Максим К.: «У нас с супругой двое детей-подростков: 12 и 14 лет. И мы за прививки. Сами привитые. Старшие дети (совершеннолетние) тоже привиты. Остаётся “изгоем” только младшая, которой 4 года».
Ирина К.: «Моя дочка (17 лет) настроена вакцинироваться. Я сильно удерживать её не буду, но, наверное, перед тем как она соберётся (я так поняла, что сейчас пока технически не получится, ещё негде), я бы с ней засела почитать побольше научной литературы по теме, и тогда бы мы уже точно решили, стоит ли или правильнее подождать. Я сама привита, перенесла относительно легко и вроде без побочек. Знакомая с похожей на дочкину конституцией переносит прививку тяжело, и, в общем, есть некоторые риски».
Дарья М.: «Как бабушка двух заболевших (правда, без ПЦР) внуков скажу: надо прививать подростков. Но во время повальной заболеваемости – нельзя. А потом – обязательно».
Марина Т.: «Мы с детьми “за”, потому что не хотим болеть сами, но пока отодвигается дата: заболели все. Сын в школе переживает за здоровье учителей, не хочет быть им угрозой».
Светлана М.: «Ребёнок 17 лет: вес и рост как у взрослого человека. Уже третий раз болеет коронавирусом. Прививка сформирует хоть какой-то иммунитет. Была бы возможность привить младшего, ему 10 лет, тоже бы не отказалась. Считаю, что прививка имеет доказанный действенный эффект, предотвращая тяжёлое течение заболевания».
Мария Б.: «Старший внук, ему в апреле будет 17 лет, только что тяжело переболел. Когда появилась информация о прививках для подростков, я очень настаивала, чтобы он привился. Но родители не решились. Есть ещё внучка, которой через месяц 13 лет. Страстно желаю привить её. Но моё мнение, увы, не главное. Не знаю, что решат родители на этот раз».
Анна Л.: «Я очень за вакцинацию своего сына 15 лет, ровно по тем же причинам, что и за вакцинацию взрослых. Во-первых, остановить эпидемию; во-вторых, ему лично снизить риск заражения или тяжёлого течения».
Маргарита С.: «Планирую привить ребёнка, но предпочла бы рекомендованные ВОЗ вакцины. Если бы можно было их делать, сделала бы».
Марина П.: «Мой трёхлетний внук в Нью-Йорке только что переболел ковидом. Тяжело, с осложнениями, отит, ангина, конъюнктивит. Сын сказал, что как только будет можно, то обязательно привьёт его».
Екатерина П.: «По поводу вакцинации подростков – да, буду вакцинировать. Старшему, правда, исполняется в воскресенье 18 лет, он прямо на утро записался в местный взрослый прививочный пункт. Средняя (14 лет) ждёт, когда разрешат. Если бы была возможность – привила бы и младшую (8 лет), тем более что “Пфайзером” прививают с 5... Единственное, что меня немного смущает, – так это то, что доза вакцины для подростков уменьшена, было бы логично оставить её такой же, учитывая, что некоторые подростки побольше взрослого будут. Тем более что, например, большинство лекарств в 12 лет даётся тоже во взрослой дозировке».
Елена Т.: «Жду снижения возрастного порога. Дочкам 9 и 7. Вакцинирую однозначно. Доверяю опыту и мнению знакомых врачей инфекционистов».
Наталья Я.: «Я вообще последовательно за вакцинацию, все взрослые в семье вакцинированы и ревакцинированы. Сын мой 13 лет выше меня и тяжелее меня. И я не очень понимаю, будет ли реально действенной вакцина, которая содержит 1/5 взрослой дозы».
Уже привились
Анна К.: «Трое моих детей – 8, 13 и 16 лет – вакцинированы Pfizer двукратно (в США) ещё в начале осени. На прошлой неделе вся семья первый раз заболела короной, но все перенесли легко, за два дня».
Ирина Л.: «Вакцинировался сын 16 лет в первых рядах. Сам долго ждал. Сразу записались, как только открылась возможность вакцинации детей, в нашу поликлинику. Сама я врач-терапевт, доцент кафедры терапии».
Леся П. (живет в Германии): «Мои оба подростка – 16 и 14 лет – вакцинированы “Байрнтек/Пфайзер” плюс бустер того же производителя. Пока не болели, хотя в Германии сейчас подходим к пику “омикрона”. Проблемным было только удержать их две недели после прививок от занятий спортом».
Екатерина С.: «Мы в США. У меня старшая – студентка, живёт в другом городе, а младшей 16, живёт со мной. Прививки сделали сразу, как только подошла их возрастная категория. И бустеры тоже. Мы просто тут насмотрелись, как у довольно молодых людей были тяжёлые осложнения, и решили, что не хотим. И постарались сократить риски для себя и для других».
Светлана Л.: «Однозначно за вакцинацию. Школы – рассадник почти такой же, как транспорт. Что дети обычно болеют нетяжело – хорошо, но никто не знает, как последствия даже нетяжёлого ковида в будущем скажутся на их здоровье. Заражаются учителя, родители, дедушки, бабушки. Некоторые – с фатальными последствиями. Да и дети бывают с ослабленным здоровьем и могут болеть тяжело».
Александра Б.: «Сына 14 лет вакцинировали в Израиле, чтобы была хоть какая-то защита, учитывая, что он больше нас в транспорте, куча контактов в школе».
Наталья А. (Финляндия): «Сыну 16 лет. Первая прививка – в сентябре 2021-го, вторая – в ноябре 2021-го. Дочке 17 лет, в августе 2021-го переболела ковидом, неделю назад – первая доза (через пять с половиной месяцев). Всё у всех хорошо. У нас подростки прививаются массово».
Не спешим прививаться
Екатерина О.: «Я абсолютно не против прививки, но понять не могу, как официально будут учитываться переболевшие подростки. Болеют-то они часто на бегу или как мы... А мы с дочкой болели в прошлом году: обе не попали под ПЦР – тогда вообще была неразбериха. Переболели сейчас, совсем недавно. Дочка – официально, с характерными симптомами: вызывали врача, но допросились ПЦР только через неделю, когда его уже можно было и не делать... Значит, официально она переболевшей не считается никак. Ну, сделаем для себя антитела... А если они зашкаливать будут? Хотелось бы ПОРЯДОК понимать. При этом ползёт шепоток, что для выпускников могут связать прививку со сдачей ЕГЭ. Не верю, но ползёт же…»
Гульсара Г.: «Моей старшей дочери 18, она недавно привилась. Младшей 15, я в раздумьях. Дело в том, что я раньше писала отказы почти на все прививки от сезонного гриппа. Потому что в детстве у неё была аллергия на куриный белок, вроде как она закончилась, но никакой гарантии, а вдруг когда-то где-то что-то пойдёт не так. Я плохо разбираюсь в медицинских вопросах, всегда доверяю врачам, все обязательные прививки у нас всегда были вовремя сделаны, но когда есть возможность избежать попадания чего-то не очень понятного в организм ребёнка – я стараюсь избежать. Что бы там про нас, родителей, ни говорили – профаны мы или нет, мы исходим из чувства заботы о ребёнке, которую каждый понимает по-своему. Мне кажется, важно не запугивать, не отзываться уничижительно о тех, кто опасается делать прививку от ковида ребёнку, а провести разъяснительную работу – вдвое большую, чем для взрослых. Потому что мы, взрослые, уже часть жизни (а кто и целую) прожил, и если прививка станет причиной неприятностей – ну, значит, так сложилось, попали в негативную статистику. А вот если детям своим навредим – как тогда жить? Всегда стараюсь в таких вопросах взвешивать все за, против и принимать обдуманное решение, чтобы потом в случае чего иметь хотя бы это оправдание для себя».
Оксана Б.: «У меня сыну 16, и он сейчас дома с положительным тестом. Температура была один день, ломило спину. На пятый день вылезла “крапивница”, которой раньше никогда в жизни не было. Прививка нам пока неактуальна: насколько я понимаю, должно пройти полгода после перенесённого заболевания. И я этому рада, поскольку не уверена, что в том виде, в котором вирус живёт сейчас, он представляет реальную опасность. Но через полгода я подумаю об этом ещё раз».
Александра Б.: «У меня дочка 15 лет. Мы обе сейчас болеем ковидом. Болеем легко. Я – привитая, она – нет. Болеем одинаково. Смысла в прививке ни у меня, ни у неё не вижу... Но как законопослушная и себя привью опять, и дочь, если будет нужно».
Наташа Б.: «Моим подросткам 17 и 13. Старший, соответственно, уже совсем скоро дорастёт до “вакцинного” возраста. Сейчас пока непонятно, будет ли эта подростковая вакцина давать им те же права и QR-коды, что и взрослая. А что если нет? Тогда через полгода вкалывать ещё одну, чтобы в вуз пустили?.. Это одно соображение. Другое касается недоизученности. У младшего гастрит. Неясно, как вакцина скажется и какие побочки может дать. Ну и в целом я не очень верю в вакцинацию как способ избежать заболевания или стать менее заразным – скорее воспринимаю как новое условие моего комфортного существования со стороны государства. С детьми плюсы, которые они от этого получат, неясны. Минусов или недоговорённостей пока что очевидно больше».
Мария Э.: «Я не против вакцинации подростков. Но чтобы бежать делать прививку – мы не бежим. Потому что болеют легко. Но если встанет вопрос, я скорее подпишусь “за”. Старшей 18, она привита. Средней 16, встанет вопрос – привьём.
Давно уже понятно, что вопрос прививки – это вопрос личный, не общественный, потому что привитые – такие же переносчики, как и непривитые. Просто привитые болели предыдущими штаммами, как правило, легче, было меньше тяжёлых форм. Я, кстати, привита “Спутником” и потом еще “Спутником-лайт”. Это не помешало мне переболеть и “дельтой”, и “омикроном” – легко и очень легко, но я не знаю, насколько повлияли на это прививки».
Ольга К.: «Я за вакцинацию, но мой подросток уже переболел “омикроном”, поэтому делать ей прививку от прошлогоднего штамма не вижу никакого смысла».
Елена С.: «Сыну 15 лет. Есть неврологический статус, при котором прививаться не очень желательно. Ну и в принципе все подростки в период гормональной перестройки, на мой взгляд, не самое лучшее поле для медицинских экспериментов: могут быть осложнения, как мне кажется, на порядок выше и более непредсказуемые, чем у взрослых. При этом доля заболевших подростков неочевидна, как и течение болезни у них. Все дети, которые заболевают вокруг, переносят очень легко. Карантинные меры в виде перевода на дистант эффективнее в данном случае».
Марина К.: «Как мать 15-летнего подростка пишу своё мнение о прививках: в принципе, не против. Единственное, что смущает, всё-таки 90 % детей болеют легко и бессимптомно, поэтому большого смысла в ней не вижу, но с учётом того, что они остаются переносчиками и могут заражать других, – это аргумент за прививку. Если ситуация будет ухудшаться, то я не против прививки подростку».
Против прививки
Алёна Р.: «Рада, что сыну ещё нет 12. Не прививала бы. И не буду. Зачем прививать, если штаммы не соответствуют вакцине. То же самое со “Спутником V”. Да и нет доверия никакого».
Татьяна М: «У меня 17-летняя дочь. Вакцинировать не хочу: уверена, что она уже переболела, и не раз, ходит в школу и тусит с друзьями».
Юлия Г.: «Я против прививки детей. Вакцина работает не совсем так, как бы хотелось, судя по происходящему в мире. Это похоже на лотерею. Мне думается, стоит поддерживать иммунитет витаминами, хорошим питанием, движением, солнцем-лесом-морем и радостью и детям, и взрослым. Вкалывать малопроверенный препарат детям я бы не стала из-за неизвестных в длительном периоде последствий. Ведь хочется, чтобы ещё были и внуки».
Марина П.: «Российской вакциной прививать не хочу, так как абсолютно не доверяю. Переболели “омикроном” вот сейчас, до этого не болели. Но я давно не доверяю стандартным схемам вакцинации. И – да, я не верю, что вакцины чипируют, раздают 5G или вызывают СПИД или рак... Просто я для себя выбрала этот путь. К сожалению, никто не знает, как лучше, а прививать страшно. Но я не верю в эффективность вакцинации».
Алена В.: «Я за вакцинацию, но только в случае, если общественности станут доступны результаты испытаний эффективности вакцин и объективные данные о её побочных эффектах. Если наши ведомства отказываются раскрывать такую информацию, ссылаясь на коммерческую тайну, я не считаю возможным вакцинировать своего ребёнка, за жизнь и здоровье которого я несу ответственность».
Елена К.: «Я категорически против. У меня уже 4 взрослых пострадали ПОСЛЕ этой прививки. Читаю западную статистику по вакцинации. Она ужасна. Колоть детям то, у чего Минздрав даже состав отказался обнародовать, назвав это коммерческой тайной, считаю безумием! К моему внуку приезжали врачи “скорой”… Детской “скорой”. Взрослые женщины! Непривитые и не собираются. Уволятся, если будут заставлять».
Елена Ф.: «Я против прививки. Дочери делать точно не буду. Слишком много слухов о бесплодии. Ректор одного из институтов мне говорил, что большинство его студентов именно по этой причине отказывались вакцинироваться. Есть несколько знакомых (взрослых) с осложнениями после вакцинации. Привитые (соседи, знакомые, коллеги) болеют, кто-то уже по третьему кругу. Сама я привилась».
Юлия Г: «Дочери 15 лет. Прививать не хочу, хотя и я, и все взрослые у нас в семье вакцинировались. Считаю, что подавляющее большинство подростков болеют пока, слава Богу, легко. А побочные эффекты вакцины пока недостаточно изучены. То есть, как мне кажется, в случае с ковидом возможный риск вакцинации подростков перевешивает возможную пользу».