Первый Восточный окружной военный суд в Красноярском крае приговорил 16-летнего Никиту Уварова из сибирского города Канска к пяти годам колонии и штрафу в 30 тысяч рублей за подготовку взрыва модели здания ФСБ в компьютерной игре Minecraft. Подростка признали виновным по статье 205.3 УК РФ «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности». Его друзья Денис Михайленко и Богдан Андреев были освобождены от уголовной ответственности по «террористической» статье, но за изготовление взрывчатых устройств получили по три года условно с испытательным сроком в два года.
Канск – это небольшой, меньше 90 тысяч жителей, город в 250 километрах восточнее Красноярска. Сюда в XIX веке ссылали декабристов, участников польского восстания 1863 года и других несогласных с царской властью. Власть же советская ссылала в эти места уже своих врагов.
В наши дни «враги режима» нашлись в самом Канске: троим подросткам на момент ареста было по 14 лет. Их задержали осенью 2020 года после того, как они расклеили по родному городу листовки в поддержку политических заключённых. Одну из них, посвящённую аспиранту МГУ, анархисту Азату Мифтахову, мальчишки наклеили прямо на здание местного ФСБ. Мифтахов на тот момент проходил обвиняемым по делу о нападении на офис «Единой России», год назад суд приговорил его к 6 годам колонии.
На следующий день после расклейки листовок к подросткам домой пришли сотрудники спецслужб и забрали их на допрос. В телефонах школьников была обнаружена переписка: они обсуждали, как собираются взорвать здание ФСБ, построенное ими же в компьютерной игре Minecraft. Преступлением посчитали и то, что дети обсуждали высказывания анархиста Петра Кропоткина и музыканта Курта Кобейна, а также песни Егора Летова. Помимо этих «грехов» за детьми числилось увлечение химией, чтение классиков анархизма и негативные отзывы о российской власти. На момент ареста всем троим было всего по 14 лет.
По версии следствия, школьники «самостоятельно проходили обучение по изготовлению взрывчатых веществ, изготавливали их и отрабатывали их применение на практике в заброшенном доме, на пустырях и стройках». По сообщениям СМИ, под этими страшными обвинениями скрывались несколько бутылок бензина в гараже и то, что школьники запускали самодельные петарды в заброшенных зданиях.
Двое «подельников» получившего реальный срок Уварова были осуждены на условные сроки. Денис Михайленко и Богдан Андреев пошли на сотрудничество со следствием и оговорили своего товарища. Впоследствии на суде они отказались от своих слов, но в России именно признание всегда считается «царицей доказательств». Показания одного из сознавшихся мальчиков выглядят так: «Хочу добровольно сообщить о совершении мною преступления, в настоящее время в услугах защитника не нуждаюсь. Мне разъяснены […]; воспользоваться статьей 51 Конституции не желаю. С сентября 19-го года Уваров Никита стал вовлекать меня в идею анархизма, а именно доносил до меня информацию об анархистах и их террористической деятельности, я стал интересоваться этой информацией и стал разделять взгляды анархистов, в т.ч. Уваров Никита рассказывал мне […], террористическую деятельность которых я стал одобрять».
Помимо абсурдного обвинения, в деле хватало странностей. Так, красноярский «Седьмой канал» в конце 2020 года выпустил сюжет о «канских анархистах». Помимо кадров с допроса, в ролике фигурирует «бабушка одного из свидетелей». Женщина обвиняет подростков в том, что они «абсолютно понимали, что делают, готовились к серьёзным действиям на территории нашего города. Разговоры были, что они все герои». Позже родители обвиняемых опознали в «бабушке» бывшую главу Канска Анну Качан, которая сейчас находится под следствием по делу о халатности.
Обвинять подростков по тяжёлым террористическим и экстремистским статьям – уже традиция для российской власти. Так, в 2020 году суд признал фигурантов дела «Нового величия» виновными в создании экстремистского сообщества. Самой юной «экстремистке, желавшей свергнуть власть», Анне Павликовой на момент ареста было всего 17 лет.
Обвинения в терроризме сейчас раздаются и в адрес совсем неожиданных лиц. Так, глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров назвал террористами главу «Комитета против пыток» и члена президентского Совета по правам человека Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину. Инцидент произошёл на фоне силового захвата Заремы Мусаевой, жены экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева. Его и его семью Кадыров также обвинил в терроризме.
Зато недавние призывы депутата Госдумы Адама Делимханова отрезать головы членам семьи Янгулбаевых были квалифицированы как метафора, а вовсе не терроризм или экстремизм.
«Знайте, что днём и ночью, не жалея своих жизней, имущества и потомства, мы будем вас преследовать, пока не отрежем ваши головы и не убьём вас. У нас действительно с вами вражда и кровная месть», – заявил Делимханов на чеченском языке в своём Инстаграме. Он также угрожал тем, кто захочет его слова перевести на русский.
Угрозу кровной местью пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал вопросом «традиции этого региона, которая не коррелируется с законодательством РФ».