SWIFT – это аббревиатура (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) названия международной организации-оператора системы обмена информацией о транзакциях и совершения платежей между банками разных стран. Она считается самой массовой и ежедневно обрабатывает более 40 млн сообщений от тысяч финансовых учреждений по всему миру.
Если говорить просто, то это международная система связи между банками, с помощью которой банки обмениваются информацией о сделках, переводах и валютных операциях своих клиентов. Например, представим себе такую ситуацию: вы хотите купить виллу в Испании за сто миллионов евро. Но эти деньги у вас не с собой в чемодане, а на вашем счёте в Сбербанке. И вот по системе SWIFT Сбербанк передаст письмо испанскому банку: «Дорогие синьоры, всё норм, у этого товарища есть сто миллионов, мы завтра их вам переведём, а вы можете оформлять сделку прямо сейчас».
Это система была разработана в мае 1973 года при участии 239 банков из 15 стран мира. Участники системы SWIFT трудились более четырёх лет для практического осуществления этого учреждения, и 9 мая 1977 года международная сеть, отвечающая за передачу данных, была официально запущена.
Есть ли альтернатива SWIFT?
В принципе, SWIFT – это не единственная платёжная система в мире. К примеру, в Евросоюзе действует межбанковская платёжная система TARGET (от англ. Trans-European Automated Real-time Gross Settlement Express Transfer System), а гордые англичане сделали для Великобритании свою национальную систему BACS (The Bankers Automated Clearing Services). Также специально для Ирана, обложенного американскими санкциями, европейцы открыли платежную ситстему INSTEX, позволяющую обходить контроль Госдепа.
Своя платёжная система CIPS действует и в Китае, которому также не раз обещали отключить SWIFT.
Другое дело, что SWIFT– это самая массовая система: на сегодняшний день в составе этой платёжной системы находится более 7 тысяч финансовых организаций и банков из 190 стран.
Какой ущерб нанесёт отключение SWIFT?
Разговоры о возможном отключении от системы идут с 2014 года: ЕС планировал включить запрет на SWIFT в пакет «крымских» санкций. Ещё тогда действующий министр финансов России Алексей Кудрин говорил, что потеря доступа к SWIFT нанесёт стране ущерб, сопоставимый с потерей 5 % годового объёма экономики страны.
А вот глава Сбербанка Герман Греф тогда пригрозил, что, если нас отключат от платёжной системы, «холодная война покажется детской забавой».
В ответ правительство и Банк России задумались об альтернативном сервисе, и в 2017 году заработала система передачи финансовых сообщений (СПФС).
На сегодняшний день к СПФС подключено более 300 компаний из России и зарубежных стран: к системе привязаны банки Белоруссии, Армении и Киргизии, ведутся переговоры о присоединении Китая к отечественному сервису. За последние пять лет российский трафик SWIFT в целом снизился: если пять лет назад SWIFT проводил 80 % всех платежей внутри страны, то сейчас – не более 20.
С международными расчётами альтернатива тоже есть. Сама по себе возможность отправлять переводы из России за рубеж и обратно с отключением от SWIFT не исчезнет. Как объясняют экономисты, международные расчёты можно обеспечить открытием прямых корреспондентских счетов российских банков в зарубежных кредитных организациях, которые будут выступать посредниками. И это могут быть банки дружественного нам блока БРИКС: это Бразилия, Индия, Южная Африка и, конечно же, Китай. Эксперты называют эти страны «локомотивом» международной экономики: согласно докладу Всемирного банка, на них сегодня приходится больше половины мирового ВВП.
Впрочем, вряд ли такая система окажется удобной: российским банкам придётся согласовывать каждую транзакцию со своими зарубежными партнёрами. Убедить же международные банки присоединиться к российской системе вряд ли удастся, особенно в условиях геополитического противостояния.
В то же время отключение SWIFT (если на него действительно решатся западные страны) неизбежно ударит по репутации российской экономики и по отечественному фондовому рынку. Нет сомнений, что отключение отечественных банков от SWIFT приведёт к реальным экономическим потерям и стран Европы – всё-таки Россия является крупнейшим поставщиком энергоресурсов для континента, поэтому эта санкция ограничит денежные переводы на международных рынках.
Ударит ли отключение SWIFT по владельцам банковских карт Visa и Mastercard?
Все эксперты в голос утверждают, что нет – дескать, эти системы никак не связаны со SWIFT и работают независимо. Конечно, по прямому указанию властей США эти компании тоже могут уйти с рынка, но на этот случай у нас есть платёжная система «Мир», так что большого смысла в этом не будет.
Есть ли прецеденты отключения от SWIFT?
Прецедент принудительного отключения страны от SWIFT в мире пока один – Иран: первый раз он столкнулся с такими ограничениями в 2012 году, когда Евросоюз в рамках международных санкций просто выключил Иран из всех систем расчётов. В 2016 году после заключения соглашения об иранской ядерной программе иранские банки вернулись в систему SWIFT, но ненадолго: в 2018 году санкции США были введены снова, и офис SWIFT был вынужден подчиниться.
В то же время в мире шла контрабандная торговля иранской нефтью в обход американского эмбарго. И одним из главных бенефициаров подпольной торговли с режимом аятолл была американская корпорация Koch Industries, которая является одним из главных спонсоров неоконсервативных сил США и «мозговых центров» американской внешней политики. Собственно, ради того, чтобы европейские подразделения Koch Industries Inc. могли бы выдавать контрабандную иранскую нефть за американскую «сланцевую», все санкции и затевались.