«Вы хотели декоммунизации? Ну что же, нас это устраивает», – эти слова прозвучали, словно команда «фас». Но самое интересное, что декоммунизация России нужна не меньше, чем Украине. Только не внешняя, а внутренняя. Да разве мы не говорили об этом долгие годы?
В течение нескольких лет у нас в стране работает форум «Имеющие надежду», который возник сразу после 2017 года, после Акции национального покаяния, связанной со столетием революции в России. В рамках форума мы в разных странах, на разных площадках и разных языках поднимали темы нашего тяжёлого советского геополитического наследия: проблемы добрососедства между народами, атомизации общества, агрессии советского коллективного сознания и проч. Десять лет мы проводим акцию «Молитва памяти», возвращающую нам память о репрессиях. Мы издаём книги, проводим конференции, круглые столы, записываем подкасты и видео, делаем исследования, ездим в экспедиции, собираем всех, кому это дорого, – мы работаем, чтобы война – как внешнее проявление глубокой внутренней тьмы – не случилась с нами.
Сколько лет церковное Преображенское братство, например, трудится, чтобы сделать опыт новомучеников русской церкви актуальным и востребованным. Сколько экскурсий, съёмок и публикаций было сделано по теме декоммунизации? Всё это имело очень малое значение в глазах большинства из тех, кто сейчас страшится войны или выступает против неё. В итоге мы имеем декоммунизацию иного рода.
Все эти годы в ответ на действия форума можно было встретить одни и те же реакции в обществе. Сразу стоит оговориться, что есть те, кто за и кто против, но большинство наших граждан вообще не думают о подобных вопросах. Быт, сладкая жизнь или, наоборот, выживание в суровых российских реалиях вытесняют мысли о высоком за периферию сознания. Надо принять как данность: величина инертности в обществе всегда самая большая. Но важно и другое: направление общественного развития задаёт не масса, а единицы – элита. Это надо помнить, чтобы не довести себя до отчаяния.
Итак, что люди думают о декоммунизации.
Хватит ворошить прошлое
Давайте жить будущим! Все за, только когда твой поезд тащит 1000 вагонов нераскаянных грехов, то одним вглядыванием в горизонт состав с места не сдвинешь. Нужно и угля в топку бросить, и вагоны разобрать: что брать с собой в это будущее, а что – нет. Ведь если отцепить вообще всё и не «ворошить прошлое», то нам останется только сам паровоз, смысл существования которого – возить вагоны, от которых мы избавились.
Сегодня довольно много людей исповедуют веру в бессмысленность жизни. Один из наиболее популярных адептов этой идеи дизайнер Артемий Лебедев утверждает, что жизнь – это не поиск смысла и достижение цели, а процесс, который можно устроить более-менее комфортным образом и, не беспокоясь по пустякам, в конце помереть. То есть всем раздать по паровозу, вагоны загнать на запасные пути и катить, куда глаза глядят. Жизнь без прошлого и будущего, в которой никто никому не нужен.
Там было много хорошего
Зато! Вот волшебное слово, которое примиряет ужас и детские воспоминания. Там были бесчеловечные репрессии, зато заводы строили. Не было свободы, зато цены были низкие. Культивировалось раболепие, зато квартиры давали от государства. Нельзя было говорить поперёк линии партии, зато была уверенность в завтрашнем дне.
Случившаяся военная операция на Украине и последовавшие за ней санкции как будто возвращают нас в это «ностальгическое» ЗАТО. Кажется, ещё чуть-чуть – и мы будем смотреть только отечественные или китайские фильмы, пользоваться своими натуральными продуктами, стоять в очереди за Ладой «Калиной». Денег нет, но они и не нужны, так как всем необходимым государство тебя обеспечит. Мы вернёмся к огородам, будем гордиться ракетами, перегонять Запад, смотреть только российские государственные проверенные новости и думать по линейке, благодаря Бога за уверенность в завтрашнем дне.
Не забудем, не простим. Все на митинги!
Другая крайность связана с неразличением социальной, культурной, исторической и духовной реальности. Ужас советских репрессий звучит отчётливым эхом в том, что мы видели в Белоруссии, в разгонах антивоенных собраний в России сейчас. Буквально по закону военного времени решения об ограничении источников информации, о блокировке сайтов СМИ или социальных сетей принимаются и реализуются в один момент. На это государственное действие рождается сила противодействия – протесты, митинги, подполья.
Это бесконечная борьба. Люди – разные, и надо признать, что даже в самой утопичной демократии всегда будут те, кого не устраивает мнение большинства, будут радикалы, будут те, кто ценность государства поставит выше ценности некоторого количества человеческих жизней. Эти частные «правды» всегда будут противостоять друг другу, предполагая, что есть только два пути: бороться или, предав себя, подчиниться врагу.
Сказка о власти
В этом бунтарском духе громом гремит тот же большевизм. Мол, главное – свергнуть власть, и тогда мрак рассеется. Откуда-то придёт добрый Гендальф, приведёт нам настоящего справедливого короля – и наше родное Средиземье будет спасено. Только вся эта история показывает нам, что кольца – это лишь инструмент власти. Победить силой мрак Мордора невозможно. Успех безнадёжного предприятия был достигнут с помощью Братства кольца. Это было собрание, в котором все самые большие противоречия вместе с историческими распрями надо было отложить, чтобы решить главную задачу. Так эльф подружился с гномом, а наместник – с королём. Самое важное было открыто самым слабым, потому что им нужна не власть, а добрая жизнь, в которой мы умеем жить вместе, а не только бороться, защищаться и протестовать.
Можно заметить, что это всё – сказочки и прекраснодушие, власть всё равно нужно крепко держать в руках. Да, конечно. Для этого нужны два условия: желание, подкрепленное твёрдым намерением людей жить вместе на своей земле, и те, кто готов взять на себя ответственность за наш окаянный народ.
Эти условия невыполнимы в социальном поле. Тут всегда будет борьба противоположностей. У этих важнейших правил развития всякого большого устойчивого сообщества духовная природа человека выходит на первый план. Где любовь выше справедливости. Только так возможна наша внутренняя декоммунизация, в которой мы пройдём путь покаяния за советское прошлое к дороге возрождения страны, церкви и самого человека – как в России, так и на Украине. А пока мы мечемся, путаемся в противоречиях, держимся за своё – дорогу в будущее прокладывают танки.