Фото: Ведяшкин Сергей / АГН "Москва"
В школе 8 Марта у меня ассоциировалось с бартером: девочки просили родителей собрать деньги «на мальчиков», а те «должны были» собрать «на девочек». Немолодая учительница хмуро напоминала должникам, напирая на то, что так надо. Это откровенно раздражало всех: мальчики не вполне понимали, с чем поздравляют девочек, да и женская половина класса не очень уясняла суть торжества. Родители по понятным причинам тоже не радовались. Я росла без отца, дед умер, потому не очень понимала, кого же поздравлять. В детской голове закрепилась мысль: праздник есть у мужчин и женщин. Но если ты ещё ребёнок, то никто дарить гвоздичку тебе не обязан. Потому 8 Марта – это «для мам», 23 февраля – для «пап», видимо.
В старших классах подростки повально влюблялись, поцелованные «святым Валентином». А я рисовала открытки-сердечки одноклассницам, которые мечтали поздравить своих бойфрендов: открыток к этому случаю в конце 1990-х ещё не было, а если и продавались, так купить мы не могли. Сегодня День святого Валентина, как и Хеллоуин, – повод для ссор: кто-то отмечает, кто-то морщится от буржуйских затей.
А вот день 8 Марта превратился в «советский день любви, труда и женщин» – примерно так получается, если смешать советский посыл с романтическим и буржуазным. С неприятным ощущением «бартера», обязаловки и сегрегации по принципу «настоящести»: кто его видел – настоящего мужчину? Это воин-защитник? А если контрактник, тогда он – профессиональный убийца? Или уже нет? А настоящая женщина? Мать-героиня? А если незамужняя или бездетная, то как? Неудобные вопросы комкают и без того унылое торжество, хотя с важным бонусом – выходным днём.
Повзрослев, я стала получать от мужчин подарки и цветы на 8 Марта, не вдумываясь в смысл торжества. Получалась куртуазная игра: мужчина-рыцарь дарит своей прекрасной даме презент, поддерживая отечественного спекулянта-цветочника. Наш ответ Валентину. Цены на тюльпаны 8 Марта драконовские, мой знакомый флорист называет этот праздник «днём гнева». Ну а женщина сильно огорчится, не получив букет заветного числа, и не важно, феминистка она, суфражистка или вообще этих слов не знает.
Но времена изменились, и обществу стало тесно в тисках советских праздников.
– Я не отмечаю 23 февраля! Буду банить! – написал психоаналитик Дмитрий Ольшанский в соцсетях, имея в виду нежелание солидаризироваться с милитаристским торжеством после событий на Украине.
Он не одинок. Многие мужчины разного возраста и религиозных взглядов написали подобные посты. Один звучал так: «В гробу я видал этот праздник». Не отстают в желании выразить свою гражданскую и личную позицию и женщины. Дамы либо пишут, что ждут поздравлений, выкладывая мотивирующую открытку, либо заявляют об обратном. Кто-то прохладно относится к 8 Марта по религиозным и политическим соображениям: чужд советский день феминизма, а вот День жён-мироносиц – мой день. Ну или День семьи и верности – муромский креатив 2008 года, подкрепляющий «традиционные ценности». И пойди разбери, как быть: поздравлю – обидится человек, промолчу – тоже нехорошо.
Кстати, «гендерные» праздники не единственный торжественный водораздел. Неверующие просят избавить их от открыток с Христом на Рождество и Пасху. Тут я их очень понимаю, хотя и верующая: пошлее таких умильных открыток – только сахарные тексты к ним же, украшенные голубками и ангелочками.
Ну ладно, с религиозными праздниками понятно, но день рождения и Новый год – это ж оплот счастья, веселья и попытка схватить хоть кусочек радости! А вот и нет! «Я не отмечаю!», «Не поздравляйте!» – предупреждают пользователи перед днём икс, иногда выкатывая спич о том, почему об этом просят. Ну что ж, имеет право человек не радоваться – причём публично, громко и трагично. Отчасти это напомнило политический демарш в соцсетях – «Не голосую!» – во время президентских выборов. Люди стали пытаться искать своё, вдумываясь в истоки того или иного торжества. А поскольку политическая повестка счастья не добавляет, то радость оказалась забытой или украденной, как солнце, проглоченное крокодилом Чуковского.
Про 9 Мая и политический раскол в обществе относительно того, как отмечать этот день, даже говорить боязно: в мае снова эти споры начнутся, как и разговоры о том, кто что может повторить и может ли.
А что в итоге? А ничего. Осколки. Каждый россиянин ищет свой сценарий праздника, который готов отметить. Да и радуется с оглядкой: а не стыдно ли это – постить весёлое и милое в соцсетях, а? Психологи до мозоли на языке повторяют о том, что общество в депрессии, тяжело ему, обществу, потому надо радоваться мелочам и жить «в моменте», чтобы «быть в потоке». Имеется в виду желанный покой, умение отрешиться от проблем, а то от избытка новостей нервная система полетит (что и происходит). Совет, конечно, на все сто, если бы попытка ему следовать не приводила к тотальному равнодушию у эмоционально вымотанных людей. 24 февраля – теперь для многих день, ставший точкой невозврата. Он окрасил в соответствующие тона и 23 февраля, и 8 Марта. И думается: праздников прежних уже не будет, и слов прежних не будет. А страхи будут. И раздор. Ну и мы будем. Мужчины, женщины и то, о чём не говорят.
Сегодня красный день календаря для россиянина – выходной, повод забыться, но никак не радость. «Чему радоваться?» – спросит читатель. И будет прав. А когда радости нет, то вроде как и жить смысла мало. Хотя, может, мы ещё просто свои праздники не нашли, а? Пора думать над новым календарём?
Тем временем первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой призвал отменить выходной день 23 февраля для части россиян. «Я был так воспитан, и так было воспитано всё советское поколение, 23 февраля всегда был Днём Советской армии и военно-морского флота. Это был праздник и выходной день только для тех, кто служил, исключительно для военнослужащих Министерства обороны», – сказал 55-летний политик.
Ждём его внимания к Женскому дню.