Боец ополчения на подбитом танке Т 72-БМ украинской армии. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
В 2014 году правая среда в России раскололась на «новороссов» и «заукраинцев». Некоторые люди и медиа старались сохранять нейтралитет, что удавалось им довольно долго. К таким медиа относился и онлайн-альманах «Острог», вокруг которого сложилась своеобразная коммуникативная среда. Сам альманах выходил в PDF, поначалу это был центр кристаллизации общеправой мысли. Но довольно скоро тексты альманаха стали разнообразнее, а его редакция начала экспериментировать с новыми форматами.
Одним из таких форматов стал специальный проект, который тоже воплощался в PDF: приверженность тексту сочеталась со стремлением сохранить сетевой и неформальный характер проекта. Первым таким проектом стал сборник интервью «Лица войны». В феврале-марте администраторы группы взяли серию интервью с добровольцами – ополченцами Донбасса и бойцами украинских силовых структур. В марте вышла хорошо оформленная пэдээфка, широко разошедшаяся в правых кругах по обе стороны конфликта. А в 2016 году сложилась дополненная новыми интервью и текстами книжка «Лица войны», в которой был выдержан баланс: семь интервью украинских добровольцев и семь интервью с добровольцами-ополченцами.
Уникальность проекта в том, что сама возможность диалога для сторонников того или иного лагеря часто была немыслимой. Оказавшись рядом, интервью героев книги создавали нарратив конфликта, ломающий привычные шаблоны. Уже через 2–3 года подобные попытки свести вместе представителей враждующих сторон стали появляться в сети: например, разговор участников боя под Широкино между русским добровольцем и ветераном «Азова» (запрещён в РФ), выпущенный проектом RSOTM.
Автором идеи книги «Лица войны» был Денис Вукич, юрист, прошедший Первую чеченскую, в прошлом старший оперуполномоченный по особо важным делам, администратор групп «Нацпроект» и «Острог» ВКонтакте. Направлял работу главред альманаха Дмитрий Алтуфьев, визуальное оформление взял на себя Олег Ронин. Интервью брали Дмитрий Алтуфьев, Денис Вукич, Олег Ронин и Александр Давыдов.
С разрешения инициаторов проекта «Стол» публикует в нескольких частях интервью из книги «Лица войны» – семилетней давности и непреходящей свежести.
Примечание «Стола»: мы не разделяем никаких тезисов респондентов, дискредитирующих ВС РФ или иным образом нарушающих законы Российской Федерации. Если подобные тезисы присутствуют в тексте, цель их публикации – дать угол зрения, позволяющий максимально верно понять текущие события.
Также мы подчёркиваем, что интервью взяты в 2015–2016 годах и не отражают физическую реальность 2022 года.
Ваха. Отдельная рота спецназа, 1-я разведгруппа. Спецподразделение «Ольхон», ДНР
1. Как ты попал на войну? Что тебя сподвигло на это? Когда и после чего ты принял решение?
– Я далёкий от политики человек. Когда началась шумиха с майданом, я подумал: потолкаются и разбегутся. Но 2 мая я случайно увидел, что случилось в Одессе, тут уже раздумывать было глупо. XXI век на дворе, а людей сжигают живьем! Мой дед воевал здесь до 1946 года. Я взял билет на самолёт и вылетел в Ростов, перешёл границу, доехал на такси до Тельманово и вступил в ополчение, месяц провоевал там и потом перевёлся в разведку спецназа к Ольхону.
2. Как отнеслись твои родные и близкие? Поддерживают ли они тебя?
– Изначально никто не знал, думали, что я на заработках. Потом узнали жена и мама, отнеслись с пониманием.
– Почему ты выбрал именно такой вроде кавказский ник?
– Этот позывной у меня с первого класса. Если честно, даже не помню причину.
3. Какой окончательный результат боевых действий для тебя приемлем?
– Меня не интересует ни территориальная целостность, ни кто будет во главе этой страны! Я воюю, чтоб дети не гибли и мирное население жило спокойно! А в политике всегда было много грязи! Поэтому для меня приемлем любой вариант, где будут уничтожен Правый сектор, УПА (запрещённые в РФ организации) и подобные им радикальные группировки! Это основные провокаторы, не брезгующие ничем!
4. Как изменилось твоё отношение к русским? К России? К украинцам? К Украине? Испытываешь ли ненависть?
– Нет ненависти к нациям! Есть ненависть лишь к группам людей, что разжигают рознь! А чувство патриотизма повысилось: я с гордость водружал флаг России на высотке в Углегорске. Хотя ещё год назад мне было бы безразлично.
5. Что изменила в тебе война?
– В целом ничего, лишь обострились некоторые чувства. Инстинкт самосохранения возрос. Ещё заметил, что вид крови стал привычен и не будоражит мозг. Это печально!
6. Что разочаровало либо обмануло твои ожидания (удивило) на этой войне?
– Удивила стойкость мирного населения. Разочаровало? ...Я купил на рынке камуфлированный свитер за 270 гривен, хотя свитера приходили гуманитаркой!
– А ещё? Что самое неприятное?
– Мародёрка!!!! Мне неприятно видеть, как некоторые бойцы тащат абсолютно бесполезные вещи, а эти вещи нужны тем, кто вернётся в свои дома!
7. Как оцениваешь противника?
– Противник слаб, морально не подготовлен, воюет из-под палки! Идеи нет, лишь страх перед заградотрядами!!! Наёмники убегают первыми, мотивируя, что приехали убивать за деньги, а не умирать! Их отходы прикрывают срочники ВСУ. Жалко пацанов! Боевая подготовка низкая! Их призывают и сразу на передовую, лишь из ЧВК проходят ускоренную подготовку! На пленных жалко смотреть: такое ощущение, что они рады сдаться!
– А аэромобильные части, спецназ, батальоны?
– Если честно, я ни разу эти спецподразделения не видел. Знаю, что они есть, но они созданы для наступления, а они в основном отступают! А эти спецы бегут первые, на мясо лишь срочников толкают.
8. Оценка общего хода войны и вероятного будущего РФ, Украины и Новороссии.
– Война будет затяжной, кому-то она выгодна. Если Украина решится на мир, то кто-то должен будет отвечать за военные преступления, вот тут-то они попытаются отдать Гааге Правый сектор (запрещённая в РФ организация) и ему подобных радикалов, но они хорошо оснащены и вооружены, руки по локоть в крови, и просто так они не сдадутся, они уйдут в леса, и Чечня повторится! Ежели Украина не пойдёт на мир, то станет полигоном для Третьей мировой войны, где Европа погрязнет в хаосе гражданской войны! Россия устоит, Америка сожрёт сама себя, и там не исключён внутренний локальный конфликт!!! Ибо есть недовольные политикой Обамы! А Украина канет в Лету!
9. Твой военный быт (зарисовка).
– Подъём, пробежка, зарядка, завтрак. Если всё спокойно, то идём на полигон отрабатывать навыки. Чистка оружия. И так далее… Если боевая, то сидим в полной боевой, ждём приказа. Нам не говорят, чем мы будем заниматься, задачу узнаём перед боем. Отрабатываем задачу и в расположение отдыхать, если получится.
10. Чем собираешься заняться после войны?
Пока не знаю. Поеду домой к жене и детям, отдохну. Если всё будет спокойно, то устроюсь на работу. Если где-то начнётся вооружённый конфликт, будут нарушены правила ведения войны и будет страдать мирное население, сразу поеду воевать.
11. Твое отношение к враждебному Новороссии населению Украины (и России).
– Жаль их, они не видят элементарных вещей на поверхности или не хотят их видеть. Кто-то просто боится! Это не жизнь, когда ты не можешь высказывать свою точку зрения. Они враждебны лишь на просторах интернета, где им загадили мозг. Пленные сразу выключают враждебность, они сразу становятся пацифистами, гуманистами и супертолерантными бойцами! Гражданские враждебно настроенные просто не понимают, что вокруг творится! Я выслушал очень много проклятий и оскорблений, но это не повод ненавидеть нацию: это лишь горстка людей, у которых есть повод нас ненавидеть, у кого-то кто-то погиб на поле брани, но они не понимают, что это Порошенко отправляет их детей на войну и на смерть! Каждому не объяснишь, и поэтому я просто не обращаю внимания на их яд.
12. Бонусом вопрос: как ты прокомментируешь известное в сети видео «Якут наказывает дезертира ДНР»?
– Я не видел это видео, но я не сторонник рукоприкладства в отношении пленных и дезертиров! Их либо надо сразу в минус отправлять на поле боя, либо, если выжили, пусть отвечают по закону! А бить безоружного противника, когда у тебя явное преимущество, – это против моих жизненных принципов.
Илья Богданов, бывший офицер-пограничник РФ. В 2015 году – «киборг» из Добровольческого Украинского корпуса «Правый сектор» (запрещённая в РФ организация).
1. Как ты попал на войну? Что тебя сподвигло на это? Когда и после чего ты принял решение?
– В июле 2014-го я приехал в Украину сражаться за Киевскую Русь против путинских неосовков. Решение было принято самостоятельно, и иначе быть не могло, путь сердца вёл вперёд.
2. Как отнеслись твои родные и близкие? Поддерживают ли они тебя?
– Родственники и большинство друзей в черносотенном угаре отнеслись негативно к моему решению. С ватой контактов я не поддерживаю, у меня хватает здравомыслящих друзей в Украине.
3. Какой окончательный результат боевых действий для тебя приемлем?
– Для меня приемлем один результат – это победа и восстановление территориальной целостности Украины, включая Крым.
4. Как изменилось твоё отношение к русским? К России?
– Желающих жить в совке отправить в совок или в ад, если они берутся за оружие. Ненависти я практически никогда не испытываю, потому что смотрю на мир как программную иллюзию, смысл которой – проходить уроки и развиваться.
5. Что изменила в тебе война?
– Переезд, война и новая жизнь, конечно, отразились на характере, и произошла некоторая трансформация личности, которой я доволен и хочу идти вперёд.
6. Что разочаровало либо обмануло твои ожидания (удивило) на этой войне?
– Разочаровало нежелание командования победить, отсутствие инициативы и политической воли к победе. Много алкашни и биомусора в укроармии. Ватников тоже больше, чем я думал... Но зато надгосударственное самообеспечение, волонтёрское движение и взаимовыручка уже прообраз государства нового типа.
7. Как оцениваешь противника (желательно подробно)?
– Как я оцениваю противника? Вата ватой… Колхозники в основном, кроме регулярных российских войск. Те воюют – как в учебниках написано.
8. Оценка общего хода войны и вероятного будущего РФ, Украины и Новороссии.
– Будущий ход войны прогнозировать нереально: там, наверное, сам Бог ничего не понимает. Псевдоновороссии точно не будет, а Россию вижу конфедерацией в будущем. Украину – сердцем новой Европы.
9. Твой военный быт (зарисовка).
– Мой военный быт на передовой... Живём сейчас в бывшем дачном посёлке, от которого мало что осталось, но подвалы спасают от артиллерии… Тепло и полноценное питание. На позициях перед аэропортом в окопах или блиндажах. Раньше метеостанцию держали в аэропорту, ездили в терминал и башню в аэропорт, сейчас эти позиции не наши. Мотаемся на броне и машинах, когда идут прорывы спецватников в наш тыл или пехотные атаки. Ловим передвижные миномёты, вычисляем корректировщиков, ходим в разведку к сепарам… Обычно есть чем заняться: во всяком случае, копать укрепления всегда можно.
10. Чем собираешься заняться после войны?
– После войны займусь реализацией своих созидательных проектов. Война нанесла урон экономике, нужно поднимать Украину и идти вперёд.