Благотворительный фонд «Живой»
«Живой» – это первый в России фонд помощи взрослым трудоспособного возраста. С 2010 года «Живой» помогает тяжелобольным взрослым пациентам получить необходимое лечение и лекарства. Фонд существует в основном на пожертвования частных лиц.
В числе прочего «Живой» занимается переводом на русский и адаптацией руководств для онкологических пациентов и обеспечивает средствами индивидуальной защиты врачей, работающих с пациентами, заражёнными COVID-19. При фонде также работает школа для врачей по совершенствованию навыков эффективной коммуникации с пациентами.
Из-за спецоперации «Живой», как и многие другие НКО, столкнулся с серьёзными трудностями в работе. Произошёл отток доноров, так что невозможно стало получать пожертвования из-за рубежа. Зафиксированы массовые отмены подписок на пожертвования и отказы в списаниях из-за отсутствия средств у людей на счетах. Фонд потерял эффективные фандрайзинговые инструменты – Facebook*, Instagram*. Также из-за падения сборов фонд был вынужден приостановить приём заявлений на оказание помощи, чтобы иметь возможность выполнить уже взятые на себя обязательства. И самое страшное для подопечных «Живого» – трудности с приобретением лекарств из-за проблем с поставками. Впрочем, они продолжались недолго – около 10 дней с начала военной операции.
Кроме того, выросли цены на средства реабилитации и некоторые медицинские услуги – анализы теперь стоят дороже. Организация лишилась льготного доступа к западным цифровым продуктам, а также пользовательской поддержки для этих продуктов. Но здесь есть выходы.
К примеру, что касается цифровых продуктов, то в некоторых случаях их можно заменить на отечественные, то есть «переехать» в другие социальные сети. Например, «Живой» создал свои каналы в Телеграме и Яндекс.Дзене. Хотя иностранных партнёров с помощью таких платформ не привлечёшь, но можно повысить лояльность российских.
Чтобы уменьшить число отказов от пожертвований, «Живой» делал рассылку с просьбой не отменять подписки тем, у кого они есть, и создать новую тем, у кого их нет. Ведь даже минимальная сумма – это тоже помощь.
«Мы честно объясняем ситуацию нашим друзьям – донорам, партнёрам, коллегам, СМИ. Нельзя скрывать проблемы. Если мы будем вместе, если будем помогать друг другу, то сможем и через такое пройти. Ситуация сложная, но надежду мы не теряем. И в этом нам очень помогают наши отважные подопечные и наши добрые друзья!» – объясняет Анастасия Антонова, специалист по привлечению средств и связям с общественностью БФ «Живой».
Благотворительный фонд «Нужна помощь»
Фонд «Нужна помощь» работает над развитием благотворительного сектора и гражданского общества в России, поддерживает социальные инициативы. Для того чтобы решать социальные проблемы в РФ, нужно множество благотворительных организаций, считают в фонде. Обязательно – в каждой области. Желательно – в районе каждого города. Поддержкой этих организаций и занимается фонд «Нужна помощь».
За последний месяц сумма ежемесячных пожертвований в фонд уменьшилась на 25 %. Для фонда это существенно, потому что регулярные пожертвования людей – средства, на которые фонд существует. Как только началась спецоперация – количество отписок от ежемесячных пожертвований от частных лиц в фонде увеличилось втрое.
Чтобы оказывать её в нынешней ситуации, фонд запустил серию вебинаров, где коллеги встречаются друг с другом и обсуждают важные вопросы. Среди них работа с командой, фандрайзинг, диджитал-инструменты, коммуникации.
«Мы отправили своим донорам письмо, в котором рассказали, что продолжим работу. Несмотря на то, что происходит в мире, социальные проблемы никуда не ушли. И мы получили такой замечательный отклик на это письмо, люди говорили, что они останутся с нами, продолжат нас поддерживать. Мы считаем, что сейчас нужно быть максимально честными со своими сторонниками, говорить открыто о том, что происходит в организации, рассказывать, какая помощь нужна и почему сейчас она очень важна. Помощь другим – это то, что поддерживает людей, помогает в стрессовые времена вернуть контроль над своей жизнью, даёт смысл. Мне кажется, что именно объединение и помощь другим – это то, что сейчас нужно», – говорит руководитель направления внешних коммуникаций в фонде «Нужна помощь» Надежда Янкелевич.
Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце»
Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» на протяжении 16 лет помогает тяжелобольным детям и взрослым из разных регионов России.
В настоящее время фонд начал работу с переселенцами из ДНР и ЛНР: оказывает им юридическую и психологическую поддержку, рассказывает, где можно получить гуманитарную помощь в том или ином регионе, ищет волонтёров для очного сопровождения переселенцев.
Фонд «АиФ. Доброе сердце» тоже ощутил последствия спецоперации. Многие коммерческие компании, которые поддерживали фонд, либо ушли с рынка, либо приостановили свою деятельность в России. Кто-то попал под санкции или решил заморозить свои благотворительные проекты на неопределённое время. Часть аудитории фонд потерял из-за блокировки социальных сетей в РФ.
При этом количество обращений в фонд от семей с тяжелобольными детьми и взрослыми только растёт. Растёт и стоимость лекарственных препаратов, стационарного лечения, средств реабилитации. Некоторые из позиций выросли в цене в два раза. А ведь фонд помогает только тем подопечным, чья медицинская потребность не покрывается ОМС.
С нынешними реалиями фонд справляется в том числе благодаря мерам поддержки некоммерческих организаций государством.
«Мы рассчитываем на поддержку наших сторонников и всех неравнодушных людей. Сейчас помощь нужна как никогда. В периоды особенной тревоги важно знать, что каждый из нас может повлиять на чью-то жизнь к лучшему – пусть даже и небольшим вкладом. Это лучшая самотерапия. А тем, у кого есть регулярная подписка на пожертвования, я предлагаю её не отменять. Если есть потребность – немного снизить, но не отменять. Знайте, что даже минимальная, но регулярная сумма поддерживает наших подопечных. Вместе мы обязательно справимся!» – уверена директор по стратегическому развитию фонда Светлана Горбачёва.
*Соцсети признаны экстремистскими и запрещены в России.