Кто может попасть под действие
Иностранным агентом может быть признан, по сути, кто угодно, за исключением чиновников, членов политических партий, госслужащих, зарегистрированных религиозных организаций.
Законопроект уточняет понятие иностранного агента: им предлагается считать «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах». Таковым может быть признано «российское или иностранное юрлицо независимо от его организационно-правовой формы».
Под иностранным влиянием, как поясняется в документе, понимается «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путём принуждения, убеждения и (или) иными способами». Под поддержкой понимается «предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах».
Комиссия Госдумы также предлагает ввести единый реестр иноагентов вместо четырёх. Предполагается, что он будет содержать информацию не только об иноагентах, но и об «аффилированных с ними лицах».
За что можно стать иноагентом
Уточнены виды иноагентской деятельности: это «политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной или военно-технической деятельности РФ, распространение для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в их подготовке, а также иные виды деятельности».
В «политическую» деятельность в том числе входит участие и организация митингов и любых «публичных мероприятий», а также участие «в деятельности, направленной на получение определённого результата на выборах».
Ограничения, связанные со статусом агента
Физлицо, включённое в реестр, не может быть, в частности, назначено на должности в органах власти, быть членом избиркома. Ограничивается деятельность, связанная с выборами. Иноагент не может быть организатором публичного мероприятия.
Иноагент не вправе осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Подобные лица не вправе получать финансовую господдержку.
Кроме того предполагается запретить иноагентам инвестировать в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на выход
Впервые вводится порядок исключения из реестра. Физлицо может быть исключено из него, если человек более чем два года не работал на иноагента и не получал от него средств. Гражданин может подать заявление с просьбой об исключении из списка, которое должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Так же могут сделать юрлица и общественные объединения, срок рассмотрения их заявлений составит 60 дней. Решение принимается по итогам внеплановой проверки.
Автоматически из реестра будут исключаться ликвидированные юрлица, прекратившие деятельность общественные объединения и физлица в случае их смерти.
Котики без маркировки
Ещё одно нововведение состоит в том, что иноагенты смогут не маркировать соответствующим статусом часть своих текстов – например, личные посты в соцсетях. Такая обязанность сохраняется только для материалов, которые распространяются в рамках деятельности иноагента. Также частично меняется текст «плашки», которой должны снабжать свои материалы иноагенты и аффилированные с ними лица.
Мнение
«Это не смягчение, на что многие надеялись, а систематизация… Но главное – не формулировки, а угроза попадания в данный список. Можно сразу сказать: она никак не уменьшается», – полагает политический обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Дризе.
Он отмечает, что в определении «иностранного влияния» содержатся формулировки: получение помощи из-за рубежа в виде денег, имущества, методических указаний и «иной». «Вот это слово “иной”, по сути дела, и не оставляет шансов не попасть в заветный список», – считает политолог. «Собственно, и без него таких возможностей было немного, но с ним их не остаётся совсем. В частности, потому что любой человек так или иначе взаимодействует с чем-то или кем-то иностранным, рискуя оказаться под его влиянием», – добавляет он.
«Но если сравнивать с прошлыми годами, сейчас времена у нас очень даже либеральные. Открываем Уголовный кодекс СССР в редакции 1947 года – вот статья 32 о восхвалении американской демократии, а также техники, – 10 лет лишения свободы. И столько же общая формулировка – “За преклонение перед Западом”», – напоминает эксперт.