Решение о приостановлении членства Олимпийского комитета России (ОКР) МОК вынес 6 декабря прошлого года в связи с расследованиями двух комиссий: первая во главе с Самуэлем Шмидом занималась расследованием дела о существовании в России государственной поддержки использования допинга спортсменами, вторая во главе с Освальдом перепроверяла допинг-пробы российских спортсменов с Игр-2014 в Сочи.
По результатам расследования комиссии Шмида, во время Олимпиады в Сочи в 2014 году россияне проводили манипуляции с допинг-пробами спортсменов. Ответственным за случившееся признан, согласно букве закона, ОКР. В свою очередь, президент ОКР Александр Жуков заявил в ответ на эти обвинения, что расследование, основанное на показаниях бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории и информатора Всемирного антидопингового агентства (WADA) Григория Родченкова, опирается на ложные обвинения и ничего не доказывает.
«Обвинения в поддержке государством допинга не подтвердились. Комиссия Шмида не нашла этому подтверждения, – отметил президент ОКР. – В докладе Шмида Родченкову дана исчерпывающая характеристика. Там сказано о том, что он возглавлял группу людей, которая занималась махинациями, и что они делали это ради личной наживы, это то, о чём мы говорили неоднократно».
В целом расследование применения допинга российскими спортсменами на Олимпиаде-2014 Всемирного антидопинкового комитета (ВАДА) началось с обвинения в 2015 году Родченкова в уничтожении тысячи проб олимпийцев. В ответ на это бывший директор Московской антидопинговой лаборатории заявил, что пробы были уничтожены в связи с истекшим сроком годности. Практически сразу после этого он покинул свой пост и уехал в США. Родченков стал главным информатором в деле о государственной допинговой программе в России, на родине на него заведено несколько уголовных дел, а сам он объявлен в международный розыск.
В мае 2016 года в The New York Times появилась статья с журналистским расследованием, основанная именно на показаниях Родченкова, после чего МОК обратился к ВАДА с просьбой провести расследование.
Первое расследование ВАДА показало, что за незаконные препараты в России отвечали Министерство спорта РФ, Центр спортивной подготовки сборных команд России и Федеральная служба безопасности, а на играх в Сочи подменяли допинг-пробы. Несмотря на это, на тот момент МОК не отстранил сборную России от соревнований в Рио-де-Жанейро. Решения о недопуске к соревнованиям принимались индивидуально, однако на Олимпиаду не попала почти вся легкоатлетическая сборная, кроме прыгуньи Дарьи Клишиной, все тяжелоатлеты и отдельные представители других видов спорта. В декабре 2016 года обнародовали вторую часть расследования, из которой выходило, что более тысячи атлетов могли быть вовлечены в допинговые махинации. Тогда же МОК сообщил, что перепроверит все пробы с зимней Олимпиады в Сочи.
Ещё до временного исключения России из МОК, в ноябре 2017 года, были пересмотрены результаты Олимпийских игр в Сочи. По итогам пересмотра Россия потеряла 7 медалей и опустилась в общекомандном зачёте на третье место, уступив Норвегии и Канаде. В общей сложности российская сборная лишилась 11 наград: 4 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовой медалей. Однако одна золотая медаль к россиянам вернулась: после дисквалификации коллег награду получил лыжник Илья Черноусов, ранее показавший третий результат, уступив Александру Легкову и Максиму Вылегжанину.
Также МОК вынес несколько «смертных приговоров», дисквалифицировав пожизненно 14 российских зимних олимпийцев. Сразу после этого стало известно, что российские спортсмены, лишённые медалей и права на олимпиады, попадут в Спортивный арбитражный суд (CAS).
Всего в Спортивный арбитражный суд апелляции подали 46 российских спортсменов, отстраненных от Олимпийских игр в этом году. Также в CAS подали 13 пожизненно дисквалифицированных атлетов. Апелляции шести олимпийцев (Павла Кулижникова, Дениса Юскова, Александра Логинова, Ирины Старых, Татьяны Бородулиной и Дмитрия Васильева) так и не были приняты на рассмотрение, поскольку они ранее проходили по другим допинговым делам. 28 апелляций были удовлетворены, однако МОК все равно не разрешил спортсменам участвовать в Олимпиаде.
Большой интерес вызывает сама процедура спортивных судов. На первый взгляд кажется, что единственным мерилом здесь служит наличие или отсутствие запрещённых препаратов в анализах, но и тут не всё так линейно.
«Нарушить антидопинговые правила можно десятком разных способов. И по разным способам есть разные сроки доказуемости, и непосредственное обнаружение запрещённых препаратов в крови или иной жидкости спортсмена ещё не ставит точку в деле», – рассказывает спортивный юрист Артём Пацаев.
В самой ситуации с допинговым скандалом юрист обвиняет врачей нашей сборной. В современной спортивной юридической практике существует процедура, разрешающая использовать допинг в терапевтических целях, для этого надо лишь получить соответствующее разрешение. Главное условие: спортсмен должен получать препараты в дозах, способствующих его здоровью, а не улучшению его спортивных показателей. Так, СМИ недавно сообщили, что сборная Норвегии привезла с собой на олимпиаду 6 000 доз лекарства от астмы. Это заболевание часто лечат кортикостероидами. В России же в прошлом году было подано всего около 50 запросов на разрешение ряда препаратов, причём часть на не запрещённые в спорте препараты.
«Очень многие спортсмены просто не подают заявок на разрешение им этих препаратов, попросту не знают об этом. Спортивные врачи в общей своей массе очень плохо подготовлены и вообще не понимают ничего в современной спортивной медицине», – отметил эксперт. – За 2016 год в США подано порядка 600 заявок, из них 400 с чем-то удовлетворено, за этот же год в России подано около 50 запросов, и только порядка 20 из них удовлетворено. А из 30 неудовлетворённых заявок больше половины поданы на вещества, не запрещённые в спорте».
Выступление на Олимпиаде без флага и гимна – тяжёлый удар для спортсменов, готовившихся защищать не только свою честь, но и честь своей страны. Мы потеряли эту привилегию из-за приостановления членства России в МОК, однако российский флаг ещё может появиться на стадионе вполне легально. Для этого необходимо, чтобы ОКР чётко соблюдал все условия МОК.
«Наша команда ещё может на закрытии идти под своим флагом, если мы будем выполнять букву и дух всех решений комитета. Но вне зависимости от этого в общем медальном зачёте будут числиться именно олимпийские спортсмены из России, а не как это обычно бывает», – говорит юрист.
Также никогда нельзя забывать, что и против оправданных, и против «условно чистых» спортсменов в любой момент в течение 8 лет могут начаться новые антидопинговые расследования, и пробы могут перепроверить. Более того, атлета могут снять со старта за секунду до начала, если в отношении него будет вынесено соответствующее решение.