Комментарий «Столу» о происшедшем дал историк-медиевист Алексей Мазуров, доктор исторических наук, археолог, ректор Свято-Филаретовского института.
– Алексей Борисович, благоверный князь Александр Невский – святой той Руси, когда ещё не было отдельной Украины, России, Белоруссии. Как вы относитесь к сносу его памятника в Харькове?
– Резко отрицательно. На мой взгляд, святой Александр Невский – очень симпатичный герой в средневековой истории Руси. Общий и для современной России, и Украины, и Белоруссии. Начнём с того, что Александр Невский был великим киевским князем какое-то время. И он радел за всю Русь, а значит, и за те земли, которые сейчас находятся в составе Украины. В интерпретациях современных украинских историков он в такой же степени и правитель Украины. Странно об этом забывать. И, наконец, в святцы он занесён ещё в тот период истории, когда наши земли были едины.
Это в каком-то угаре происходит, по-другому сказать невозможно. Мы знаем, что на Украине очень много верующих православных христиан, они-то как относятся к этому факту? Памятник в Харькове поставили в 2004 году возле храма, освящённого в честь этого святого. Понятно, что это месть и борьба со всяким напоминанием о нашей общей истории, искореняется не только память о том, что было в XX веке или даже в XIX, а то, что значительно глубже. Но это корни, которые просто так не выкорчевать. Такими демонстративными акциями можно достичь только какого-то сиюминутного PR-эффекта.
– Нам трудно влиять на происходящие военно-политические события, но – как вы считаете – что-то возможно делать, чтобы остановить войну за историю и культуру?
– Это война именно за историю и чистой воды большевизм. Основоположнику советской исторической науки академику Михаилу Николаевичу Покровскому принадлежит афоризм, что история – это политика, обращённая в прошлое. То, что вчера произошло в Харькове, – иллюстрация марксистского отношения к истории. Но для христиан история – это нечто вечное, в смысле – переданное нам свыше, от Бога, наше достояние на века, то, что существует значительно дольше человеческой жизни, а не только принадлежит конкретному десятилетию или году. Такое посягательство на историю мне кажется диким и варварским, но исцелять это можно будет только в период покоя. Потому что, когда говорят пушки…
– Музы молчат, и в том числе Клио.
– На самом деле музы становятся на службу пушкам. Надо запастись терпением. Это когда-нибудь пройдёт, потому что многовековую общую историю наших народов отменить не так просто, а я думаю, что вообще невозможно. Невозможно отменить и общую культуру. Борясь с культурой какой-то страны, какого-то народа, мы пропагандируем антикультуру, сами превращаясь в бескультурных людей, даже если принадлежим к касте культурных работников: музыкантов, писателей, поэтов, сценаристов и так далее. Это аксиома.
К сожалению, понять и исцелять это возможно будет только после того, как умолкнут пушки. Это время несомненно наступит, потому что русская культура и русская история просто неотменяемы.