Слобожанщина

Селение, свободное от повинностей, называли слободой, отсюда и название этих козаков – слободские

Картина А. А. Киселёва

Картина А. А. Киселёва "Вид окрестностей Харькова". Фото: Wikipedia

В 1823 году Павел Пестель завершил работу над своей «Заповедной государственной грамотой» (она же «Русская правда»), уставным документом для будущей прекрасной России. Пестеля сейчас назвали бы сторонником идеи «большой русской нации». Он увидел в русском народе пять «оттенков»: россияне (собственно русские, великороссы), «белорусцы», малороссияне «населяющие Черниговскую и Полтавскую губернии», руснаки (так называли себя жители Правобережной Украины – большая часть православного населения Киевской, Волынской и Подольской губерний) и украинцы. Последние жили вовсе не в западной Украине, как может подумать современный читатель, а в Харьковской и отчасти Курской губерниях. Это были земли так называемой Слободской Украины, или Слобожанщины.

«Русская правда» П. Пестеля. Фото: док.история.рф
«Русская правда» П. Пестеля. Фото: док.история.рф

История Слободской Украины начинается в те времена, когда земли Черниговского и Киевского воеводств ещё находились в составе Польши. Поляки жестоко подавляли козацкие восстания. Каратели Стефана Чарнецкого стремились «не оставить русина даже на расплод».

Григорий Неронов, посланец Алексея Михайловича при ставке Богдана Хмельницкого, русский разведчик и дипломат, писал в Москву о тяжком, безысходном положении народа: «за войною хлеба пахать и сена косить им стало некогда, погибают они голодною смертию», а потому «многие хотят и теперь в государеву сторону перейти». И переходили. 

К юго-западу от Белгородской оборонительной черты находились земли, что формально принадлежали Русскому царству, а фактически оставались частью Дикого поля. Богатые, но незаселённые. Через эти земли шёл знаменитый Муравский шлях – дорога, по которой крымские татары отправлялись в набеги и большие походы на Москву. 

Вот на этих землях и начали селиться беженцы из польской тогда Украины, или Малой Руси. Их приняли хорошо как дополнительную военную силу на беспокойной степной границе: украинские козаки, или черкасы, как их называли на Московской Руси, неплохо владели саблями и самопалами. Понравилась земля и самим черкасам. Плодородные чернозёмы, земля, ещё не истощённая земледелием. Леса и рощи не только разнообразили ландшафт Дикого поля и обеспечивали поселенцев древесиной, но и защищали от жарких степных ветров. Засухи здесь случались нечасто. На Торских озёрах добывали соль, у Белгорода – мел, так необходимый для побелки хат. 

Верховья рек Псёла, Сейма, Ворсклы были тогда полноводны. Они служили удобными торговыми маршрутами, что связывали Слобожанщину с Малороссией, а по Северскому Донцу можно было добраться и до земель донских казаков. 

Жизнь на степной границе опасна, но с татарским отрядом было справиться легче, чем с войском польского коронного гетмана. Козаки-черкасы должны были охранять границу от татар и ногайцев, во время войны выступать в поход с оружием. А взамен их освобождали от налогов и повинностей. Селение, свободное от повинностей, называли слободой, отсюда и название этих козаков – слободские, и само название этой земли:  «...молодая светлая страна, степная Слобожанщина, представляет тихий, благодатный, живописный край, зелёные сады и пажити, широкие реки и торговые широкие просёлки, леса и города, молодые и богатые...», – писал известный прозаик Григорий Данилевский, уроженец Слобожанщины.  

Права слободских козаков были подтверждены царской Жалованной грамотой 1682 года. Им разрешили занимать пустующие земли, владеть угодьями, пахать землю и жить «по их черкасской обычности». 

Козаки распоряжались землёй как своей личной (что важно, вовсе не общинной!) собственностью. Покупали и продавали землю. Это явление не исключение для тогдашней России. Схожие порядки возникали на окраинах империи и там, где государственная власть была сравнительно слаба: на Урале, в Сибири, на Русском Севере.

Кроме того, слободские козаки получили свободу винокурения, которая высоко ценилась в те годы. Право «шинки держать безоброчно, вино курить безпошлинно» было подтверждено и царём Петром. На соседней Гетманщине Мазепа пытался несколько ограничить эти права. Там крестьянин мог изготовить один котёл водки в год, козак – два котла водки и сколько угодно пива и мёда. За превышение нормы надо было платить, что очень не нравилось местным жителям и не способствовало популярности гетмана. 

Широкие права и многочисленные свободы сделали жизнь слободских козаков очень привлекательной. Поэтому поток переселенцев с западной Украины не иссякал ни в конце XVII, ни в начале XVIII веков. Один за другим возникали черкасские города: Острогожск, Ахтырка, Балаклея, Сумы, Харьков. В 1654 году несколько десятков козацких семей с Правобережной Украины построили на месте старого Харькова городища крепость, которая станет крупнейшим городом Слобожанщины – Харьковом. 

Картина "Слобожанщина". Фото: Wikipedia
Картина "Слобожанщина". Фото: Wikipedia

«Черкасская обычность» – это право самоуправления и сохранение всей этнографической самобытности украинских (днепровских) козаков. Об этнографических особенностях слободских козаков ещё в первой половине XIX века написал историк Малороссии и русский генерал Александр Ригельман: «...что касается до природы, языка, обычая, жительства, обрядов поведения и одеяния, в том слободские жители обоего пола никакой от малороссийских народов отмены не имеют». В 1810 году Владимирский гражданский губернатор князь И.М. Долгорукий отправился в путешествие. Его путь в Киев и Одессу лежал через Харьков и земли Слобожанщины: «Наконец въехали мы в пределы Украины. <...> Везде без исключения мазанки <...> Появились хохлы», – писал князь. 

Гетмана на Слободской Украине не было. Территория делилась на несколько полков во главе с полковниками: Харьковский, Сумской, Ахтырский, Изюмский, Острогожский. В каждом полку были обозный (командовал артиллерией), два полковых писаря (старший и младший), хорунжий, есаул и даже полковой судья. Полки делились на сотни во главе с сотниками. Полковников выбирали представители старшины, то есть в данном случае командного состава полков. Как и в соседней Гетманщине, клейнодами (знаками) полковничьей власти были пернач и печать. У каждого полка было своё знамя (прапор), были знамёна и у сотен. Так, на знамени Сумского полка изображена Богоматерь с младенцем Христом и со скипетром в правой руке. На знамени Ахтырского полка – апостол Андрей Первозванный, распятый на кресте. 

Начиная с петровского времени государь лично утверждал или не утверждал избранных старшиной полковников. Появилась и должность бригадира, командовавшего всеми слободскими полками. Им становился один из полковников.

Современный русский историк Сергей Сергеев обращает внимание на привилегированное положение слободских козаков в сравнении с великороссами, жившими по соседству. Великороссы на Слобожанщине не получили тех прав и вольностей, какие были у черкасов. Так, на них не распространялась свобода винокурения. Подчинялись они русским воеводам, а не козацким полковникам.

Военные успехи России и постепенная колонизация Дикого поля оставили некогда пограничную Слобожанщину в тылу. Поэтому с тридцатых годов XVIII века вольности слободских козаков начали ограничивать. Ввели и налоги. Правда, они были в три с половиной раза ниже, чем налоги с русских помещичьих крестьян.

В XVIII веке полки слободских козаков активно участвовали во многих войнах. Слободские казачьи черкасские полки (так они назывались официально) сражались с турками, шведами и даже с немцами-пруссаками (Семилетняя война). Сражались доблестно. Так, бригадир слободских козаков Василий Петрович Капнист (отец поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста) в 1757 году погиб в знаменитом сражении при Гросс-Егерсдорфе. Он был изрублен прусскими палашами так, что после сражения удалось отыскать одну лишь его руку, сжимавшую саблю. Однако годы слободского казачества были сочтены.

Екатерина II стремилась упростить и унифицировать управление своей империей. Поэтому она ликвидировала институт гетманства, саму Гетманщину, Запорожскую Сечь. Ликвидировала особое управление и привилегии слободских полков. Их территорию включили в новую Слободско-Украинскую губернию с центром в Харькове, который с течением времени превращался в большой русский город. Козацкие полки стали полками гусарскими.

Читайте также