Ещё недавно чиновники называли сокращённую рабочую неделю мечтой. Но за два года пандемии «четырехдневка» стала привычной альтернативой сокращениям и простоям. После начала спецоперации работодатели решили пойти дальше и заговорили о трёхдневных неделях. Поможет ли им это сохранить сотрудников?
Лучше мало, чем ничего
С 26 мая «КамАЗ» перевёл на «трёхдневку» каждого десятого сотрудника. На четырехдневный график переходят «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «Ярославский моторный завод», аэропорт «Рощино», «Старооскольский завод автотракторного электрооборудования и электромонтажных изделий», производство кухонной техники Gefest и др. Всего рабочие часы своим сотрудникам сократили 4% компаний, выяснили аналитики из Ancor, опросив 368 организаций в апреле 2022 года. Среди причин работодатели называют перебои с поставками иностранных комплектующих, падение спроса внутри России и сокращение рынков сбыта за её пределами.
Сокращения рабочего времени и неизбежное следом падение зарплаты поддерживают и профсоюзы – альтернативы могут оказаться ещё страшнее. Примерно 16% работодателей готовятся к сокращениям, 4% отправили кадры на простой с выплатой лишь 2/3 зарплаты и ещё 3% – в неоплачиваемый отпуск, говорится в исследовании Ancor (текст имеется в распоряжении «Стола»).
Если количество рабочих мест начнёт сокращаться, имеет смысл вернуться к сокращённой рабочей неделе, чтобы разделить ставки между несколькими работниками, не сомневается заместитель руководителя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. По подсчётам партнера «Экопси консалтинг» Григория Финкельштейна, четырехдневка поможет компаниям сохранить примерно 20% штата.
Проблемы синих воротничков
Переход к неполной занятости работодатели отработали ещё в пандемию. О сокращении рабочего времени тогда заявляли такие разные организации, как РЖД, нефтегазохимическая компания «Сибур», «Совкомбанк» и метрополитен Екатеринбурга. В общей сложности рабочие дни и зарплаты сотрудникам сократили около половины российских компаний, показал опрос Центра стратегических разработок в апреле 2020 года. Во время пандемии целью была оптимизация расходов, и принятый по взаимному соглашению четырехдневный режим позволял работодателям сэкономить 1/5 часть фонда оплаты труда, говорит вице-президент по операционному управлению ANCOR Алексей Миронов.
Разница в том, что в пандемию на «четырехдневку» переводили не работников непрерывного производства, а офисный персонал. Кабинетные работники легко перестраиваются, чтобы работать быстрее. Чаще всего крупные компании сокращали совещания с 60 минут до 30 или даже 15 минут и резали дублирующие или просто лишние звенья при согласовании документов и процессов, говорит Анна Кудрис, исполнительный директор Vinci Agency. Сейчас вместе с офисными работниками на «сокращёнке» оказываются и синие воротнички, чья зарплата меньше и кто сильнее ощущает даже незначительные сокращения зарплаты.
Как показал опрос SuperJob от апреля 2022 года, из-за возможного снижения доходов против сокращения рабочей недели выступает каждый третий (32%) сотрудник в России. Сторонниками чаще всего оказываются совсем молодые люди до 34 лет (53%) и работники со значительным для страны доходом – от 50 000 до 80 000 рублей (56%).
Сокращение рабочих часов и фонда оплаты труда может вызвать недовольство сотрудников. В итоге компании могут начать экспериментировать с количеством рабочих часов, продуктивностью работы и уровнем оплаты. Результат, устраивающий все стороны, будет где-то посередине, предупреждает Миронов из Ancor. Получая небольшую зарплату, многие начнут искать дополнительные заработки. Схема проста: четыре дня на одном месте и три дня – на другом. Фактически это означает труд без выходных и падение продуктивности, рассказывает в своей колонке партнёр юридической фирмы BLS Елена Кожемякина.
На «КАМАЗе» вместе с руководителями и работниками офиса на трёхдневный график перевели рабочих из цехов, на которые не поступают иностранные комплектующие. В итоге около 5500 сотрудников параллельно работают в центре занятости автогиганта и получают там деньги за четверги и пятницы. Со временем работодатели могут перейти к экзотическим вариантам: недавно компания «Автотор», чтобы поддержать сотрудников, выделила им по 10 соток земли под огороды и предложила присоединиться к сборам клубники.
«Всё закончится увольнениями»
По подсчетам министра труда и социальной защиты России Антона Котякова, в мае 2022 года на «четырехдневке» трудятся 110 тысяч работников, а на простое – примерно 100 тысяч россиян. Пока перевес на стороне «четырехдневки». Но надолго ли?
Для компаний, которые потеряли в обороте, сокращённая неделя может стать рабочим решением, но ненадолго. Потому что только эта мера в одиночку не вытянет компанию со дна, предупреждает Кудрис из Vinci Agency.
Как и во время предыдущих кризисов, всё начнётся с мягких мер: перевода сотрудников в другие, более прибыльные подразделения компании, вывода из штата и перевода на договор подряда, сокращённых графиков работы, отправки в неоплачиваемые отпуска на неопределённое время, изменения структуры оплаты труда, урезания пакетов социальных льгот, отмены бонусов и снижения зарплат. Но закончится всё увольнениями, пишет в своей колонке Андрей Носов, основатель проекта Job Talks.
Преодолев кризис, российские компании вернутся к пятидневке, не сомневаются эксперты. Эксперименты с неполной занятостью обычно проходят в других странах – там, где баланс между работой и личной жизнью важнее, чем в России.