Многодетных отцов забыли
В разговоре с многодетными семьями президент Путин отметил, что стоило бы «серьезно обновить и расширить положение указа о мерах по социальной поддержке многодетных семей». Миллион для матерей-героинь – как раз такая мера.
Звание было учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 июля 1944 года и присваивалось женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей при достижении последним ребёнком одного года и при наличии в живых остальных детей. Стоит отметить, что при этом учитывались и усыновлённые дети, и погибшие или пропавшие без вести при защите СССР или при исполнении долга по спасению человеческой жизни, либо в результате травмы на производстве или профессионального заболевания.
Мера просуществовала до 1990-х. К этому времени орден «Мать-героиня» получили чуть более 430 тысяч женщин. Сейчас только в одном Подмосковье такое звание могут получить 35 женщин, которые воспитывают десять и более детей. А всего в Московской области проживает более 98 тысяч многодетных семей. Как правило, сегодня такие семьи полные. Но о введении аналогичного звания для отцов речи не пошло.
– В 2008 году мы проводили исследование в Москве в преддверии Года ребёнка и задавали всем один вопрос в свободной форме: «Что нужно сделать, чтобы Москва стала городом, расположенным к детям?», – рассказывает «Столу» профессор кафедры народонаселения экономического факультета МГУ Оксана Кучмаева. – И один мужчина написал с тремя восклицательными знаками: «Помогите найти работу многодетному отцу!!!». Если в современных реалиях папа воспринимает себя именно как отец и он хочет с детьми проводить выходные, отпуск, забирать детей из детского сада и школы, в каких-то случаях, если дети заболеют, брать больничный, как это предусмотрено законодательством, то он может столкнуться с серьёзными проблемами. Но в этих случаях он становится работодателю не особенно важен, нужен и интересен. И тут мы переходим к тому, насколько воспитание отцами детей воспринимается доброжелательно всеми субъектами общества.
Сказать, кто в современной семье больше занимается детьми – мать или отец – сегодня довольно сложно. Если родители осознанно рожают детей, то они воспринимают их как общую ответственность, общие заботы. Случается, что отец оказывается и добытчиком, и несёт функции воспитания в многодетной семье из-за смерти мамы или каких-то других обстоятельств. Бывает, что мать оказывается с несколькими детьми одна. Часто и в полных семьях дети – это забота женщины. Но если оба родителя нацелены на многодетность, то в этом случае и мама, и папа оба занимаются воспитанием детей.
– В Советском союзе по экономическим причинам женщинам приходилось выходить на работу раньше. Отпуск по уходу за ребёнком был меньше, – говорит Оксана Кучмаева. – Введение трёхлетнего отпуска по уходу за ребёнком обусловлено тем, что до этого возраста уход за ребёнком требовал больших усилий и затрат в тех же яслях, к тому же дети чаще болели, мамы были вынуждены постоянно брать больничные, и все это было экономически неоправданно. Но и сейчас есть женщины, которые стремятся выйти на работу раньше, чем через три года. Они переживают, что если просидят долго в декрете, то потеряют необходимые профессиональные навыки, и кого-то другого возьмут на их место.
У мужчин ситуация ещё хуже.
– У нас в Трудовом кодексе с 2002 года закреплено, что отпуск по уходу за ребёнком может взять не только мама, но и папа. Но мужчины редко этим пользуются. Мужчины, как правило, более высокооплачиваемые на рынке труда, поэтому, даже если мужчина хочет, такой отпуск брать не выгодно в целом для семьи. К тому же есть переживания по поводу того, как воспримут такое пожелание от мужчины начальство и коллеги. И, безусловно, есть опасения, что мужчину, который оставил работу, чтобы сидеть с ребёнком, по окончании срока работодатель вообще не возьмёт назад. То есть это непопулярно по самым разным причинам, – объясняет Кучмаева.
Один ребёнок – уже героизм
Заявление главы государства всколыхнуло интернет. Пользователи начали горячо обсуждать тему, указывая на то, что различные выплаты и пособия часто получают эмигранты из стран ближнего зарубежья либо неблагополучные семьи и ведущие беспорядочный образ жизни женщины, у которых потому и рождается много детей.
– Я родила пятерых детей, все несовершеннолетние, работаю учителем, стаж 15 лет. Нет ни одной награды, ни одного поощрения. И пособия нет, потому что с мужем трудимся, зарабатываем чуть выше прожиточного минимума, не проходим. Но рядом с нами живут люди с меньшим количеством детей, которые формально на «минималку» оформляются ради выплат и живут так же, как и мы в плане дохода. Это явно недоработка государства. Такие добросовестные родители, как мы, хоть как-то должны быть отмечены? – возмущается одна из комментаторов.
Другие пользователи отмечают, что нужно «не просто нарожать» детей, а быть, так сказать, на передовой: участвовать в мероприятиях, общественной деятельности, достигать каких-то показателей, получать грамоты.
– По рассказам знаю, что раньше это было очень сложно, практически нереально, проверяли все: успеваемость, грамоты и т. д. и т. п., – пишет в комментариях девушка.
– Не стоит мечтать об этом. Нужно выполнить множество условий и пройти жёсткий отбор. Показуха, – вторит ей другая.
Только ли по количеству детей сегодня будут присваивать звание или нужно будет соответствие другим критериям, пока неизвестно. Тем не менее, и обыватели, и исследователи склоняются к мнению, что для подъёма рождаемости этой меры будет недостаточно.
– В моем понимании упование только на многодетные семьи вряд ли значительно улучшит демографические показатели. Исследователи полагают, что решить проблему низкой рождаемости – а такая проблема стоит во всех развитых странах – возможно, если будет распределение обязанностей и равенство полов в решение семейных вопросов и воспитании детей. Для этого нужны, с одной стороны, действия со стороны государства и работодателей, с другой – понимание мужчины и женщины того, что семья и дети – это их общая забота. Готовы ли папы идти на разделение обязанностей с мамами и брать на себя часть домашних трудов в воспитании ребёнка так же, как и мамы берут на себя значительную часть профессиональных обязанностей? Тогда мы могли бы гордиться большим количеством людей, которые родили и воспитали много детей. Не обязательно со званиями – это отдельный тип семьи, но есть ещё и другие, – говорит Кучмаева.
Несколько лет назад типичной была ситуация, когда одна семья занималась какой-то экономической деятельностью. И поэтому была заинтересована в нескольких детях – это были и рабочие руки, и опора в старости, и возможность передачи ремесла и наследства. И дети, и родители практически все время были вместе. Сейчас в большинстве случаев вопрос о многодетности зависит от того, как себя чувствуют на рынке родители с детьми.
– Недостаточно просто принять какой-то закон, нужно ещё понимать, как это будет реализовываться на практике, – поясняет профессор Оксана Кучмаева. – Могут быть введены и специальные пособия, и более ранний выход на пенсию – в зависимости от числа рождённых детей. И в льготное налогообложение, когда не отдельно снимаются налоги и с папиных, и с маминых доходов, а с их совокупного дохода с учётом его распределения на всех членов семьи. В этом случае иногда доход такой, что и брать-то с него нечего. Не секрет, что часто у нас всех зарплаты очень низкие и в них не входит иждивенческая нагрузка. Но государство неохотно идёт на такие меры, потому что это серьёзная экономическая нагрузка. Когда обсуждали концепцию государственной семейной политики в 2014 году, говорили о том, что нужно ввести семейное налогообложение, но так и не сделали этого.
В комментариях к новости о возвращении звания пользователи замечали, что рождение и одного ребёнка в России – «уже героизм». Кучмаева считает, что именно поэтому, помимо введения важных и нужных идеологических мер, стоит думать о том, чтобы рождение большого количества детей не становилось героизмом – «вопреки нехватке времени, вопреки работодателю, вопреки маленьким квартирам и низким зарплатам».
– Представляете, что такое обычной семье поехать к морю с десятью детьми? Сколько это будет стоить? Важно, чтобы все эти меры были вписаны в жизненный контекст. И тогда это будет всем другим пример: о том, что люди с большим количеством детей могут хорошо жить, и что у них хватает сил ещё на что-то, а не только пот со лба утирать, – предлагает профессор.
С точки зрения психологии, для детей важно видеть, что в семье есть и мама, и папа. Если с детьми постоянно сидит мама, а папа работает, но все же находит время в какие-то моменты побыть с ними, позаниматься, поиграть, то проблем не будет. Если один из родителей в силу каких-то обстоятельств самоустраняется от воспитания, например, из-за нехватки времени, то в семье складываются сложные отношения.
Если у женщины много детей, совмещать профессиональную деятельность и воспитание детей сложно. Физически не хватает времени. Иногда женщины при наличии четырёх и более детей стараются не оставлять свои профессиональные обязанности, но не всегда есть время и желание. Для многих женщин более ценно реализовать себя как мать. Возможно, реализовывать свои педагогические наклонности, видеть, как взрослеют дети, заниматься домом и хозяйством. Общество должно с пониманием относиться к разным моделям репродуктивного поведения и создавать условия, чтобы и женщины, и мужчины могли выбирать.
– Есть ли необходимость вводить звание «Мать-героиня» и какие-то дополнительные бонусы, которые прилагаются к этому званию? Наверное, есть – как попытка популяризации многодетности. Не очень много сейчас таких семей, в которых десять и более детей. И наверное, сейчас это действительно героический поступок. Но вряд ли введение такого звания поможет популяризовать многодетность среди значительной части молодых людей. Скорее, это нужно, чтобы обратили на это внимание и начали действительно считать престижным иметь десять и более детей в современных реалиях, когда меняются культурные ценности и традиции, – размышляет Оксана Кучмаева.
Привилегии для многодетных семей – хорошая идея. Но в этом случае необходимо, чтобы родители с несколькими детьми не рассматривались как своеобразные социальные инвалиды на рынке труда. Государству стоит задуматься, как стимулировать работника таким образом, чтобы это не ложилось на плечи работодателя, и в итоге обоим было выгодно. Иначе работодатели будут уклоняться или искать какие-то другие обходные пути, чтобы не брать на работу таких людей, потому что им это будет просто невыгодно. Многодетность и у женщин, и у мужчин нужно популяризовать на разных уровнях, чтобы в общество пришло осознание того, насколько это значимо.