В Пушкинском музее – главная выставка лета: коллекции братьев Морозовых, вернувшиеся после скандальной выставки в Fondation Louis Vuitton в Париже, где французы под предлогом санкций конфисковали две картины («Стол» уже рассказывал об одной из конфискованных картин).
Но концепция выставки в Пушкинском музее отличается от предыдущих экспозиций. Дело в том, что большевистские кураторы от искусства, национализировавшие все коллекции Морозовых, из перетасованных коллекций собрали Государственный музей нового западного искусства. После войны, которую картины пережили в эвакуации, музей закрыли, а затем и вовсе распотрошили, разделив полотна между музеями Москвы и Ленинграда. Лишь для выставки в Париже их собрали воедино. В Пушкинском музее решили пойти ещё дальше и чётко разграничить коллекции Михаила и Ивана Морозовых, чтобы показать их подходы и характеры.
Михаил Абрамович сам увлекался живописью: его учителем рисования был сам Константин Коровин. Также он писал критические заметки о новостях искусства в московской газете «Новости дня». Собирал же он французских импрессионистов – прежде всего Гогена, Ренуара, Дега, Ван Гога.
Иван Морозов также предпочитал французскую живопись. Рассказывали, что Иван Абрамович устраивал «парады искусств» в Париже: он садился в глубокое кресло, а парижские дельцы-маршаны проносили перед ним свежие картины. Маршаны звали его «русским, который не торгуется» – причём не в качестве восхищения, а в качестве ответа на вопрос того же Поля Сезанна, которому Иван Абрамович просто стал заказывать картины в определённой цветовой гамме. Впрочем, он также покупал и русских художников: Серова, Левитана, Врубеля, Ларионова.
Более того, кураторы выставки постарались и превратили весь второй этаж Пушкинского в тот самый «идеальный музей» Ивана Морозова, который он пытался создать в своём особняке на Пречистенке. Правда, фотографий его интерьеров сохранилось крайне мало, поэтому архитекторы просто попытались представить, как бы это пространство выглядело, если бы коллекционер дожил до наших дней.
Всего в экспозицию вошло около 260 произведений живописи, графики и скульптуры – почти в три раза больше, чем в Париже. Например, выставлены только что отреставрированные «Красные виноградники» Ван Гога, есть отдельный зал фовизма и картин, которые не выдаются из Пушкинского музея по состоянию сохранности.
Куда пойти: Музей изобразительных искусств им. Пушкина.
Адрес: Москва, Волхонка, 12.
Возраст: 12+.
* * *
Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию произведений, связанных с именем Велимира Хлебникова – выдающегося поэта начала XX века, драматурга, одного из основоположников футуризма. Представленные на выставке портреты Хлебникова раскрывают дружеские и внутрицеховые связи поэта, являя собой уникальный портрет эпохи. Например, Хлебникова рисовал Маяковский и Борис Григорьев, а свидетелем последних дней поэта стал Пётр Митурич, создавший пронзительно скорбные портреты Велимира. В разделе иллюстраций представлены рисунки соратников Хлебникова к его стихам, поэмам и пьесам, а также коллекция футуристических книг из библиотеки Третьяковской галереи.
Куда пойти: Новая Третьяковка.
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10.
Возраст: 12+.
* * *
Галерея «Artstory» представляет уникальный выставочный проект «Боб Кошелохов. Предельный экспрессионизм», посвящённый памяти ушедшего от нас в прошлом году художника.
Биография Бориса Кошелохова словно специально написана для какого-нибудь романа: сирота, детдомовец, до седьмого класса с завидной регулярностью сбегавший из приютов; недоучка, то кочегар, то плотник, то дальнобойщик. В начале 1970-х из родного южноуральского Златоуста он приехал в Ленинград учиться медицине. Продержался два курса: его отчислили за пропаганду буржуазной философии (Кьеркегора, Ясперса, Хайдеггера, Сартра и Камю) на учебных занятиях. По совету своего друга – авангардиста Валерия Клеверова – Кошелохов тоже решил стать художником. Причём Бобу не нужны были ни уроки рисования, ни талант живописца, ни даже кисти с красками – первые «скульптуры» Кошелохова были состряпаны из объектов, найденных на помойках (это был «коллаж» из столешницы и больничных уток в память о погибшем ленинградском абстракционисте Евгении Рухине). Как позже говорил сам Кошелохов: «С самого первого своего шага я был уверен: все люди художники. Только дело в том, что многие из нас спят».
Но затем, когда дело дошло и до красок, стало понятно: он действительно художник – мощный и самобытный. Стихийный художник, он смешивал всё со всем, писал на ковровых дорожках, фанере и обивке от старого дивана, брошенных за ненадобностью транспарантах.
В экспозиции можно увидеть и часть самого большого проекта художника «Two highways», который он готовил почти 30 лет – к своему 80-летнему юбилею, который художник так и не успел отметить.
Куда пойти: Галерея «Artstory».
Адрес: Москва, Старопименовский пер., 14.
Возраст: 12+.
* * *
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открывается выставка фотографий современной архитектуры «Москва. Реальное», на которой представлены 33 знаковых здания столицы, построенных в течение последних 10 лет, а также новые объекты, планируемые к открытию. Отреставрированный Дом Наркомфина, Музей русского импрессионизма, парк «Зарядье», ГЭС-2, Большая спортивная арена «Лужники» и другие архитектурные шедевры предстанут в монохромных фотографиях 14 фотографов.
Куда пойти: Музей архитектуры им. А.В. Щусева.
Адрес: Москва, Воздвиженка, 5/25.
Возраст: 6+.
* * *
В Новом Манеже открылась выставка «Коломенское. 100 шедевров русского искусства. Вне границы времён» – первое событие в числе мероприятий, приуроченных к 100-летию Московского музея-заповедника «Коломенское», которое будет отмечаться в 2023 году.
И первая выставка посвящена иконам: с первых лет основания музея в национализированной царской усадьбе сформировалось уникальное собрание древнерусской иконописи. Именно сюда свозили иконы из закрытых для богослужения церквей и монастырей, покинутых дворянских усадеб и палат Москвы, Русского Севера, регионов Центральной России и Поволжья.
Также музей-заповедник первым среди российских музеев стал собирать коллекции архитектурной направленности. Так, при сломе зданий гражданского зодчества и церковной архитектуры во время реконструкции Москвы в 1930-е годы собрание пополнились белокаменной резьбой, коваными металлическими решётками, колоколами. Изразцы, снятые с фасадов московских храмов, положили начало коллекции изразцов, ставшей впоследствии самой крупной в России.
На выставке в Новом Манеже представлена лучшая часть коллекции – древние иконы, золочёная резьба иконостасов, изразцовый и белокаменный декор московских зданий, художественный металл, образцы деревянной домовой резьбы XVI–XIX столетий.
Куда пойти: Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж».
Адрес: Москва, Георгиевский пер., 3/3.
Возраст: 0+.
* * *
Страна продолжает отмечать 60-летие Виктора Цоя. 2 июля в московском спорткомплексе «ЦСКА Арена» состоится большой концерт группы «Кино» (Александр Титов, Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров). Отсутствие Виктора Цоя компенсирует его оцифрованный вокал, а также видеоряд из архивных записей и различные спецэффекты.
Куда пойти: «ЦСКА Арена».
Адрес: Москва, ул. Автозаводская, 23А.
Возраст: 18+.
* * *
2 и 3 июля на пяти площадках ВДНХ развернётся фестиваль прогрессивной рок-музыки SandlerFest. Как известно, для музыки нет границ и санкций, и в этом году масштабное событие соберёт более 130 коллективов из России, США, Кубы, Ирландии, Болгарии, Греции и Израиля.
SandlerFest, основанный на базе музыкального фестиваля Russian Woodstock, объединил разные рок-направления, включая метал, хард-рок, гранж. Россию представят Ольга Кормухина, лидер «Парка Горького» Алексей Белов, «Чёрный обелиск», Multiverse, CrossroadZ и множество новых исполнителей. Особым событием мероприятия станет фестиваль трибьютов: в сопровождении симфонического оркестра будут исполнены хиты от Metallica, Queen, Depeche Mode, Pink Floyd etc.
Куда пойти: ВДНХ.
Адрес: Москва, пр-т Мира, 119В.
Возраст: 18+.
* * *
В Театре на Бронной премьера: спектакль «Таня», поставленный по пьесе драматурга Алексея Арбузова, которую он написал в 1939 году специально для Театра Революции (ныне это Театр им. В. Маяковского).
Впрочем, сюжет может показаться актульным и сегодня: молодая девушка Таня Рябинина влюблена в конструктора Германа Балашова, хочет жить только для него и бросает ради молодого мужа медицинский институт. Но затем она случайно узнаёт, что муж увлёкся другой женщиной, коллегой по работе. Несмотря на любовь к мужу, она оставляет его, не объяснив причины ухода. Из-за нервного срыва Тане приходится пережить множество бед: у неё умирает новорождённый ребёнок, сын Германа, причём умирает как раз от болезни, лекцию по которой Таня прогуляла ради любимого.
Но трагедия даёт Тане стимул «осознать и перековаться». Завершив медицинское образование, она попадает в Сибирь – причём добровольно, а не по линии органов, как многие в эпоху «великих строек». Направляют её в лагерь золотоискателей (понятно, что за лагерь), где она самоотверженно трудится, врачуя людей. В том числе спасает жизнь сына бывшего своего мужа Германа и его новой жены.
Вот кульминационная сцена:
Таня (подходит к кроватке, смотрит на спящего Юрку и вдруг резко оборачивается к Герману):
– А ты знаешь, что я... что у меня был... Впрочем, теперь это ни к чему. В одном ты счастливее меня. Ты потерял то, что не имел, а это пустая потеря. (Идет к кроватке.) Теперь у тебя замечательный сын.
Герман:
– Знаешь, иметь сына – это такое счастье!
Таня:
– Вероятно!
Герман:
– А помнишь, ты тогда не хотела.....
Словом, неудивительно, что в советское время «Таню» называли самой пронзительной историей советской любви.
Кстати, в 1947 году Арбузов переписал финал, закончив пьесу хеппи-эндом: Таня обретает надежду и на личное счастье в лице местного секретаря райкома товарища Игнатова, к тому же ветерана красно-партизанского движения.
Зачем сегодня Театру на Бронной потребовалось вновь ставить «Таню»? Ответ на это дают слова самого Арбузова: «Когда нельзя писать правду, надо писать сказки!».
Ближайшая премьера – 28 июня.
Куда пойти: Театр на Бронной.
Адрес: ул. М. Бронная, 4.
Возраст: 16+.
* * *
В прокат выходит российский фильм «Межсезонье» модного режиссёра Александра Ханта – фантазия о подростковом бунте, бессмысленном и беспощадном.
Итак, девочка Саша и мальчик Данила встретились на многолюдной вечеринке, поднялись наверх и решили заняться сексом. Эротический опыт был прерван вероломным вторжением Сашиной мамы и сердитого отчима, которые сажают блудную дочь под домашний арест. Но на следующий день Саша и Данила решают, что нужно вместе сбежать куда глаза глядят, а там будь что будет.
Интересно, что в основе сюжета – нашумевшая в 2016 году история псковских подростков Дениса Муравьева и Кати Власовой, которые убежали из дома, раздобыли огнестрельное оружие, обстреляли наряд полиции, а затем покончили с собой. Но Хант не экранизирует эти события, а использует эту историю как повод для размышления о жизни нового поколения – тех, которые родились, выросли и вступают во взрослую жизнь при ныне действующем президенте. Поэтому бунт против суровых родителей неизбежно перерастает в социально-политический бунт в терминах и образах 60-х (разве что вместо «криденсов» и «дорзов» звучат более современные исполнители типа «Пошлой Молли», «Дайте танк» и Алисы Тен). Правда, будет ли интересно такое исследование психологии подростков в эпоху специальной военной операции – ещё большой вопрос. Всё-таки межсезонье уже закончилось.
«Межсезонье» – второй фильм режиссёра и сценариста Александра Ханта. Его первый фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» получил премию «Ника-2018» в номинации «Открытие года».
Возраст: 18+.