Казнить нельзя, кастрировать
Зоозащитники бьют тревогу: накануне Чемпионата мира по футболу идёт массовый отстрел бездомных животных в городах, где будут проходить игры. Поводом для этого послужила информация с сайта госзакупок о выделении внушительной суммы денег из федерального бюджета на очистку городов от четвероногих бродяг, а также тендеры на отлов животных со стороны муниципалитетов.
Между тем председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил, что на федеральные деньги в городах – участниках ЧМ-2018 планируется создать по типовым проектам приюты для бездомных четвероногих. Там животных будут купать, лечить, кастрировать и искать приемные семьи. «Стоимость типового проекта приюта для бродячих животных начинается примерно с 12 млн рублей, – отметил депутат. – Но это – если строить с нуля, тогда как в большинстве городов какая-то инфраструктура есть, просто она не используется».
Одновременно депутаты готовят запрос в ФАС, чтобы проверить все контракты на отстрел животных в регионах. Если будут выявлены подобные контракты (а они есть), губернаторов ждут серьёзные неприятности. Практика показывает, что физическое устранение шариков и мурзиков обходится намного дороже, чем их размещение в приёмниках. И, что не менее важно, это жестоко и дико в наше время. Вспомнить хотя бы скандал в преддверии Олимпиады в Сочи, когда зоозащитники выявили случаи массового уничтожения бродячих животных местными властями, или хабаровских живодёрок, которые бравировали своими зверствами, выставив видео в соцсетях. Сейчас три женщины и их «оператор» отбывают реальные сроки наказания.
Закон защитит?
С 2011 года в Госдуме обсуждается законопроект «Об ответственном обращении с животными». Есть надежда, что 1 июня 2018 года он будет наконец-то принят. Почему этот закон так важен? Потому что он переводит животных из категории «неодушевлённой вещи» в категорию живого существа, требующего к себе гуманного и ответственного отношения. Действительно, по действующим законам государство может конфисковать животных за долги хозяина и продать, наложить на них арест, как на банковский счёт.
В обсуждаемом законе предусмотрена регистрация домашних животных, прописаны правила содержания собак опасных пород, перечислены обязанности владельцев животных и многое другое, что повышает ответственность людей за содержание питомцев. Именно повышение ответственности людей должно в итоге привести к резкому сокращению численности бездомных животных.
Одним из достижений зоозащитников является принятый в прошлом году закон о жестоком обращении с животными. По нему живодёрам и догхантерам грозит наказание вплоть до лишения свободы на 5 лет. Это значит, что и уничтожение бродячих собак и кошек на уровне местных муниципалитетов сегодня вне закона.
Предстоящий Чемпионат мира подстегнул к скорейшему строительству приютов. И все они, как заверяют депутаты, будут причислены к объектам наследия чемпионата и продолжат свою работу. Подобные приюты должны появиться во всех городах, не только там, где пройдут футбольные матчи.
Нужен ли отстрел?
В нашей стране отстрел животных запрещён с 1999 года. То есть официально муниципалитет больше не занимается уничтожением животных, а только их отлавливает, причём обращается для этого в специализированные предприятия. На деле варварская расправа над четвероногими бродягами продолжается. Нанятые компании отлавливают и уничтожают животных, предъявляя головы собак как результат работы в муниципальное предприятие-заказчик. Депутат Бурматов говорит, что зачастую морожеными головами собак отчитываются по нескольку раз, разворовывая таким образом деньги. Заинтересованные лица, по словам депутата, пытаются всеми способами лоббировать продолжение физической расправы над животными, раздувая через СМИ скандалы про их нападения на людей.
Учредитель общественного движения помощи животным города Ханты-Мансийска «Ковчег» Анна Кондратович считает, что отстрел бродячих животных мог бы быть уместен лишь по отношению к агрессивным особям. Но, увы, под истребление в итоге попадают все бродячие собаки и даже те, которые просто потерялись. Намного гуманнее и результативнее пропагандировать стерилизацию домашних животных и обеспечить доступность таких операций.
«Радует тот факт, что волонтёрское движение теперь получает государственную поддержку в виде грантов, в том числе и президентских», – говорит Кондратович. Но зоозащитная деятельность, считает она, не может опираться лишь на волонтёрское движение: государство должно выделять средства на создание полноценных приютов.
С улицы – в концлагерь
К сожалению, в России приюты могут быть как спасательным кругом для животных, так и сущим адом. Как, например, благотворительный фонд «Белка и Стрелка» в Красноярском крае, который приютил на бюджетные деньги десятки бездомных животных, но устроил для них настоящий концлагерь: нет еды и воды, нет тепла, грязь и антисанитария. Спасать животных бросились волонтёры из Красноярска, Заозёрного и Бородино. Как потом выяснилось, фонд получил из бюджета 8,5 млн рублей на содержание приютов в 14 районах края. Шум поднялся после скандального сюжета в новостях на местном телеканале.
Уголовному наказанию в 2016 году подвергли и содержателей приюта «Эко Вешняки» в Москве – по факту гибели более 300 животных. По документам каждой собачке должны были ежедневно давать корм на сумму 96 рублей. На самом деле собак совсем не кормили и даже не поили, их ни разу не осматривал ветеринар, прививки тоже не делались. Кошек держали в тёмном сарае также без воды и корма. Животные мучительно погибали. Умирающих добивали лопатами. Одна из участниц «спасательной операции» в Вешняках Евгения Ёлкина создала группу «Вконтакте», где пишет о животных, которых удалось спасти, и собирает деньги на их лечение.
– Узнав о проблеме из соцсетей, люди бросали свои дела и ехали в приют, – рассказывает Ёлкина. – В соцсетях спрашивали друг у друга как доехать, как обстановка. Тот, кто был на месте, публиковал фотографии и новости. Кто мог, подвозил других. Оставались дежурить, чтобы трупы животных не вывезли ночью.
А как у них?
В мире давно уже поняли, что метод физической ликвидации неэффективен, негуманен и обходится дорого. В Европе, США и Японии практикуются другие способы: отлов, лечение, стерилизация, поиск новых хозяев. Большинство приютов там частные. За ними ведётся строгий контроль со стороны муниципалитета и зоозащитников. Каждый желающий может стать опекуном для конкретного животного, покупать ему еду, лекарства, общаться с ним и гулять. Опекун может в любое время посещать своего любимца, на клетку вешают бирку с его данными, выдают специальный паспорт.
В Германии есть традиция дарить на новогодние праздники щенка или котёнка. Поиграв с живой игрушкой, некоторые выбрасывают хвостатого на улицу. Но все не так просто. Все животные имеют паспорт и чип. Отловленное на улице животное проверяется по чипу, находится хозяин, которого ждёт внушительный штраф. Даже если хвостатый сам потерялся: не доглядел – плати. В Италии вообще за потерю или выброс питомца на улицу можно сесть в тюрьму на 12 месяцев.
Ответственность людей за домашних животных в Европе определена законом. Прежде, чем завести собаку, германцы платят налог 150 евро за первую особь, и 300 – за вторую. Если речь идёт о бойцовской породе, налог возрастает до 650 евро. В Норвегии эта плата ещё больше и зависит от породы и размеров питомца. Ещё надо заплатить страховой взнос на случай нападения. Так что прежде чем завести собаку, придётся подумать хорошенько. Это не игрушка.
Даже беспризорного пса приютить непросто. Для этого нужно ответить на десятки вопросов по анкете, оформить паспорт на питомца, показать условия, где будет жить новый член семьи.
К сожалению, в приюты животные попадают не на всю жизнь, а лишь на некоторое время, пока их кто-нибудь не возьмёт себе. Европейские законы не позволяют возвращать даже стерилизованное животное на улицу. Считается, что безболезненная эвтаназия гуманнее, так как на улице животное может погибнуть более жестоким образом.
Хотя есть и такие приюты, где места лимитированы, и постояльцы живут там до естественной смерти. Среди наиболее знаменитых и больших приютов – «Страна бродячих собак» («Territorio de Zaguates») в Коста-Рике. Сотни хвостатых резвятся на своих площадках, сытые, здоровые, ухоженные. Их посещают, с ними играют, а кто-то и забирает к себе домой.
Конечно, можно создавать отличные приёмники и в нашей стране, контролировать их деятельность. Но это не решит проблему беспризорных животных до тех пор, пока не будет повышена ответственность граждан за своих питомцев.