На исходе сезона весенних обострений корреспондент «Стола» пообщалась с клиническими психологами и психотерапевтами и выяснила, что это такое и в чём проявляется.
Весеннее обострение: что, когда и почему
Весеннее обострение – это общее определение различных ухудшений психического и соматического состояния весной. Сюда относятся как обострения серьёзных психиатрических заболеваний, так и отдельные симптомы у здоровых людей: раздражительность, агрессия, апатия, склонность к депрессии, плаксивости и др.
Весеннее обострение можно отсчитывать от конца февраля-начала марта, когда в воздухе только-только появляется первое напряжение грядущих перемен. А заканчивается оно, когда устанавливается стабильное солнечное воздействие. Есть две основных причины, почему некоторые люди могут начать себя хуже чувствовать.
«Ухудшения состояния часто связаны с рождением и увяданием природы. Люди не особенно задаются экзистенциальными вопросами, о конечности жизни в частности. Но мы настроены на природу и реагируем на её циклы. Например, осенью природа увядает – приходит тревога по поводу потерянных возможностей, скучности жизни – на уровне подсознания», – объясняет клинический психолог Наталья Репина.
Вторая причина – биохимическая: «Механизм такой: весной повышается продолжительность светового дня, на что организм реагирует мощной активацией: вырабатывает больше тестостерона, адреналина», – рассказывает врач-психотерапевт Европейского реестра, председатель Новосибирской действительной психотерапевтической лиги Игорь Лях.
Формы весеннего обострения у разных групп людей
Пациенты с ранее выявленными проблемами. Если у человека уже есть склонность к депрессии, тревоге, агрессии, то именно весной и осенью эти состояния могут обостряться.
Пациенты с наследственным сезонным расстройством. Есть и те, чьи страдания проявляются только в связи с определённым сезоном: у них могут возникать мигрени, угнетённое состояние, тревожность. В международной классификации болезней это называется сезонным аффективным расстройством. Нередко это расстройство передаётся по наследству. И люди в таких семьях по возможности стараются выезжать на период межсезонья заграницу, рассказывает Лях. Эксперт добавляет, что в некоторых странах наблюдаются локальные сезонные расстройства: в сезон дождя, например, или в сезон ветров.
Те, у кого долго копился стресс. Весенняя перестройка организма может стать той каплей, что переполнит давно копившуюся чашу. «Конкретный пример с прошлой недели: женщина не работала несколько лет, первый год считала, что она отдыхает, потом тревога копилась, но никак не выражалась, а сейчас в период весенних обострений это наложилось на гормональную перестройку и вылилось в такое состояние, что человек хочет покончить с собой», – привела пример нейропсихолог Ирина Хвингия.
Здоровые люди. Перестройка работы организма весной может стать поводом для тревоги и у психически здоровых людей. «На примере текущей весны было повышение числа обращений: люди жаловались на плохое соматическое состояние (головокружение, слабость, лёгкое явление деперсонализации). В общем-то для марта это состояние в целом нормальное. Совокупность авитаминоза и весеннего напряжения в воздухе от пробуждающейся жизни рождает страх: со мной что-то не так, наверное, я болен. Потому что социум научил людей относиться к себе как к автоагрерату: чтобы всегда было ровное позитивное настроение, без перепадов и с улыбкой. При соприкосновении с реальностью этот навязанный стереотип, конечно, рождает тревогу», – рассказывает Репина.
Ипохондрики. Мания искать у себя болезни распространяется и на сферу психики. Хвингия предостерегает: если весеннего обострения очень ждать, оно придёт, организм отреагирует: «За последние годы увеличилось и число реально страдающих от неприятных психологических симптомов людей и тех, кто на фоне информационного изобилия поддаётся так называемому “синдрому студентов 3-его курса”. Когда в меде начинают изучать симптомы болезней, студенты начинают их у себя обнаруживать. Стали больше писать о психических заболеваниях – некоторые принялись выискивать у себя эти симптомы. Плюс всем известны термины весеннее и осеннее обострение, немногие знают, о чем это на самом деле, но в принципе уже ждут весну и осень, чтобы им начало становиться плохо».
На что жалуются круглый год
Строго говоря, весеннее обострение – это в основном обнажение тех проблем, которые имеются у человека в принципе, в любое время года. В этом смысле весна – период, когда тайное становится явным, пускай даже для самого страдающего. А значит – время поговорить о том, стало ли больше тех людей, кто идёт со своими проблемами к специалистам, и на что они жалуются вне зависимости от времени года. Речь пойдёт только лишь об обращениях к психологам и психотерапевтам, а пациенты психиатров (с диагнозами шизофрения, биполярное расстройство и др.) – отдельная тема.
Число обращений к психологам и психотерапевтам стабильно растёт, единодушны эксперты. Ниже – самые популярные темы обращений, с которыми люди чаще всего приходили к специалистам в последние несколько лет.
Панические атаки
Четвёртый год подряд среди «модных болезней» – панические атаки, отмечает Лях. Это внезапный мощный приступ страха, сопровождаемый соматическими симптомами: учащённое сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, повышение давления, ощущение приближающегося обморока или даже смерти и др.
«Увеличилось число стрессовых ситуаций: катастрофизация информационного фона в СМИ, тот же кризис. Пошатнувшееся материальное положение, потеря работы – для любого нормального человека это стресс. И если он находится в состоянии этого стресса длительное время, та же вегетатика срабатывает, и его из этого состояния уже нужно выводить», – объясняет Хвингия.
При этом, по мнению Ляха, помимо пациентов с истинными паническими атаками немало и тех, кто любой свой страх или тревогу называет «модным» термином.
Зависимости
Зависимости (от людей, веществ, видов деятельности) – традиционная тема для обращений, с каждым годом видов зависимостей становится все больше. Встречаются даже зависимые от терапии, в основном – от групповой (тренинги). Они бесконечно посещают один за другим психологические тренинги, после каждого им «становится лучше», но жить дальше без них они уже не могут. «Если человек бесконечно ходит по тренингам и ему хочется больше и больше – это групп-зависимость. В группах люди получают глубокий эмоциональный контакт, эмпатию, а в обычной жизни этого очень не хватает. Наша цивилизация левополушарная, эмоционально холодная, – рассказывает Репина, – групп-зависимость сходна с игровой зависимостью: на группах, как и при игре, получают сильный эндорфиновый всплеск – и подсаживаются на это, не перенося то, что они получили, вовне, в бытовой слой, а раз за разом ища дозу допинга на группах».
Психологическое бесплодие
Среди новых тем для обращений специалисты также выделяют функциональное бесплодие у женщин. Это тот случай, когда гинекологи не находят видимых препятствий для беременности, анализы мужчины также в порядке, но зачать у пары не получается. За этим могут стоять психологические проблемы, и до их решения даже ЭКО не в силах помочь, рассказывает Хвингия.
Смешение гендерных ролей
«За последние годы появилась особенность: большое количество молодых женщин, которые понятия не имеют, что делать с мужчинами и тотально нафаршированы иллюзиями. Что к этому привело? Сексуальная революция, слом старых традиций, пришедшая с Запада мода смешивать социальные роли полов, – рассказывает Репина. – Это началось не вчера, ещё в Советском Союзе: там не секса не было, там активно стирали мужчину и женщину, потому что формировали “бесполого строителя коммунизма”».
Старая патриархальная система сегодня частично порушена, а новая система одинаковости полов работает плохо. Общепринятая модель сожительства без брака токсична: эта форма не предполагает ответственности, стремления уживаться друг с другом.
«Насаждается стереотип, что мы различаемся только телами, но даже с медицинской точки зрения это неверно: анатомическая структура головного мозга у мужчин и женщин имеет различия, а значит мы не можем быть одинаковыми в принципе», – говорит Репина и добавляет, что из-за насаждения одинаковости теряется идентичность, у людей растёт тревога, им сложно строить отношения – и эти явления также усиливаются весной. Потому что на уровне архетипа пробуждение жизни требует древней как мир парности.