Желания – мусор мира
О счастье мы думаем с детства. «Поверь мне, Карлсон, не в пирогах счастье…», – говорит нам Малыш с экрана. «Ты что, с ума сошёл? А в чём же ещё?!» – кричит Карлсон. Так в доступной форме с пелёнок до нас доносят мысль Гераклита: «Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды». Ищут люди синюю птицу тысячелетиями и не придут к единому мнению, что же она такое. А если искать счастье отправляются социологи, то им, к примеру, важно, в какой стране или социальной группе его искать.
Американские социологи в этом деле предельно конкретны. Имея давнюю социальную мечту, они регулярно проводят исследования, сколько денег человеку нужно для счастья. Этот простой вопрос в 2010 году произвёл настоящий социальный переворот в мировом сознании. Исследование индекса благополучия Gallup–Healthways провели в 160 странах два нобелевских лауреата: Дэниэль Канеман – сооснователь научного направления «Поведенческая экономика» – и экономист Ангус Дитон. В 2010 году благодаря 450 тысячам анкет удалось вычислить, что американец чувствует прирост счастья, когда его доход растёт до 75 тысяч долларов. И на 75 тысячах рост индекса благополучия заканчивается – затем даже наступает некоторое разочарование. С тех пор мало что изменилось, кроме инфляции. По данным 2022 года, которые недавно опубликовала The Guardian, сегодня 37 % американцев мечтают обрести 100 млн долларов, и это самый популярный ответ. Некоторым жителям Нового Света 100 миллионов мало, им необходимы все 100 млрд долларов. Но таких людей не так много. Исследование проводили учёные университетов Бата и Эксетера, и они доказали цифрами, что далеко не все люди на Земле хотят быть олигархами. Из 8 тысяч человек, проживающих в 33 странах, 86 % ответили, что им достаточно 10 миллионов долларов и даже меньше. А россиянам, украинцам, аргентинцам и индусам и вовсе хватит 1 млн долларов. «Если учесть, что эти суммы денег представляют собой достаток человека на всю оставшуюся жизнь, то озвученные желания более чем умеренны, – пишут авторы исследования. – Полученные результаты являются ярким примером того, что мнение большинства не обязательно отражается на политике, позволяющей накапливать чрезмерное богатство небольшим числом людей».
Наверное, американец нуждается в миллиардах не потому, что он миллионер, а из-за культурных традиций развитого общества потребления. «Американская мечта» зовёт людей делать карьеру, чтобы иметь дом – полную чашу. Но всё-таки философия общества потребления зашла в тупик: этим можно объяснить, почему большинство жителей планеты не хотят владеть всем миром, а только тем, что способны потратить. Не то чтобы человечество поголовно встало на путь Симеона Афонского, считающего, что желания – мусор мира. Скорее люди тяготеют к мысли преподобного Паисия Святогорца: «Счастье обретается, когда довольствуются малым. Сегодня люди что делают? Покупают… покупают… покупают вещи, автомобили, электронику и кучу другого, и естественно, им не хватает денег, и они постоянно пребывают в тревоге. Нужно довольствоваться малым и не замахиваться на многое, ибо, имея требуемое и только необходимое, не нужно много работать. Тогда у них будет больше времени посидеть дома вместе с детишками и семьёй, чем-либо заняться, помолиться и вообще не быть в постоянном напряжении на дорогах».
Питерский кот и тысяча чертей пастора
Интересно, но недавнее исследование индекса счастья россиян будто написано по этим словам Паисия Святогорца. Опрос 1600 человек провели компании Prognosis и ВЦИОМ на платформе ВКонтакте. Уровень счастья россиян напрямую зависит от возможности завтракать или ужинать с семьёй, тратить время на хобби, уединение и общение с домашними питомцами. Это простые радости, и 47 % россиян считают себя счастливыми. А самые несчастные россияне – это люди 24–34 лет и жители Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург удивил! То ли серый гранит и климат вгоняет людей в тоску, то ли наследие Достоевского и традиции культурного декаданса. И ведь не поспоришь. Я набрала на «Авито-Москва» слово «счастье», поисковик выдал 15 924 объявления, в числе первых – книгу «Гормоны счастья» за 39 рублей, дерево счастья из сердолика за 2 500 рублей, поздравления от ростовых кукол «Счастье на заказ» за 1 000 рублей и почему-то «Барсучий нос» Паустовского. Сравните: по тому же запросу Питер предложил товаров и услуг вдвое меньше – 8 846, причём начал обзор с книги Арто Паасилинна «Тысяча чертей пастора Хувсконена» за 349 рублей, сломанной деревянной птицы счастья за 200 рублей, рабочего кресла «Счастье для спины» за 40 тысяч рублей и бесплатного двухлетнего кота Платоши, который явно неспроста ищет «понимающую» семью.
А печаль российской молодёжи можно попробовать объяснить тем, что у людей 24–34 лет ещё нет семьи (наличие семьи, по этому исследованию, множит радости), они более 10 часов в неделю проводят в одиночестве (фактор несчастья). Или, может, они худоваты, а мы теперь знаем, что люди с повышенной массой тела счастливее худых.
Счастье и соборность
Самым важным фактором для счастья россиян оказалось доверие. Нам важно в первую очередь доверять семье, соседям, педагогам, федеральным и муниципальным властям – это топ-пять. И только после них в порядке убывания значимости идут доверие духовенству, военным, друзьям, коллегам, представителям политических партий, полицейским, судьям, предпринимателям, представителям управляющих компаний, журналистам и врачам. Наиболее счастливы люди старше 55 лет, их с детства учили «не скулить, не ныть, парня в горы тянуть рискнуть». Повышают удовольствие от жизни занятие спортом чаще двух раз в неделю, процесс экологического разделения мусора, новые знакомства, театры, музеи, выставки, возможность видеться с родственниками 3–4 раза в неделю, но не чаще, частые встречи с близкими друзьями и, как ни странно, ремонт.
Что особенно интересно, россияне испытывают счастье от коллективности во всех сферах своей жизни: и на работе, и дома мы счастливее, когда делаем что-то вместе с другими. То есть прав был Николай Бердяев, когда говорил о русской соборности: «Русский народ любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворённости в стихии земли, в лоне матери».
Если нарисовать два портрета самых счастливых россиянин, то получатся такие. Мужчина 45–54 лет, пьёт до 50 г алкоголя в неделю, курит от силы пачку сигарет в неделю, проходит 6–10 тысяч шагов в день, видится с семью близкими друзьями 5–6 раз в неделю, с супругой – не больше 10 часов в неделю, до 3 ч в неделю уделяет хобби, движется вверх по карьерной лестнице, улучшает свои жилищные условия и часто получает подарки. Женщина или в возрасте 35–44 лет, или старше 55, в отличие от мужчины, не пьет, не курит, больше ходит (6–10 тысяч шагов в день), 4–6 часов в неделю уделяет себе, до 9 часов – на хобби, 1–2 раза в неделю видится с 4 друзьями, тоже часто получает подарки, но лишь ожидает повышения по карьерной лестнице и не улучшает жилищных условий. Скорее всего, они не пара, потому что часы, проведённые вместе, не совпадают. Будем считать, что в браке с нашими счастливцами «счастлив тот, кто старается сделать счастливым другого», как говорил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Авторы исследования особое внимание обратили на то, что россияне любят подарки, и, вероятно, тема подарков сейчас активно будет использоваться маркетологами страны. Ведь подобные исследования не делаются просто так, их потом применяют в государственной политике и бизнесе. Как сказали на недавней пресс-конференции, посвящённой исследованию, «она открывает инсайты для тех, кто профессионально занимается коммуникацией». «По одному из опросов ВЦИОМ, счастливыми себя ощущают 83 % россиян, – сказал директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл РОДИН. – Я это понимаю так, что счастье в России – это социально одобряемая категория. Русский человек в принципе должен быть заряжен оптимизмом, а не строить из себя несчастного. И мы здесь говорим не о глубинных переживаниях, рефлексии, а о социальном позиционировании». Он привёл данные другого исследования ВЦИОМ на похожую тему, и там оказалось, что среди пяти главных условий для счастья есть успехи, достижения близких. Редкий случай, когда исследование социологов поднимает веру в людей.
Но что же такое всё-таки счастье? То, что вы ощущаете сейчас, или то, что вы помните о себе? А что, собственно, вы помните? Нобелевский лауреат, психолог Дэниэль Канеман писал: «Я подсчитал, психологическое настоящее длится три секунды. Таких моментов в жизни около 600 миллионов. В месяц – около 600 тысяч. Большая их часть не оставляет в нашей памяти никакого следа, полностью игнорируется помнящим я. И всё-таки каким-то образом создаётся впечатление, что они должны иметь значение, ведь то, что происходит во время этих моментов, – это наша жизнь. Это ограниченный ресурс, который мы расходуем, пока находимся на этой земле. И как его потратить – кажется вполне уместным вопросом, но это не та история, которую помнящее я сохраняет для нас».
И всё-таки пусть в эти три секунды сердце улыбается.