Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал очередной опрос о научных заблуждениях россиян. Из него следует, что каждый третий россиянин считает, что Солнце вращается вокруг Земли (35 %), 44 % убеждены, что продукты с ГМО вызывают рак, а 21 %, то есть каждый пятый россиянин, верит в то, что первые люди на Земле жили в то же время, что и динозавры.
Эти данные вызвали бурное обсуждение – точнее, осуждение: подобные опросы проводятся регулярно и всегда вызывают острые эмоции. Оно и понятно: всегда приятно чувствовать себя умным, а это несложно на фоне таких результатов.
Первым делом досталось ЕГЭ. Именно тестовую экзаменационную систему принято винить во всеобщей неграмотности. Однако достаточно почитать само исследование, а не только броские заголовки, как картина оказывается ровно противоположной: россияне с невысоким уровнем научной грамотности (таких был выявлен 21 %) – это люди старшего возраста. В группе респондентов старше 60 лет 33 % давали не более 2 правильных ответов, тогда как в группе с высоким уровнем научной грамотности (35 % от всех опрашиваемых) преобладала молодёжь: 61 % среди 18–24-летних давали пять и более верных ответов.
То есть невежество – это не результат плохого образования и не врождённый дефект, а приобретённое в течение жизни качество. Так, 43 % респондентов из группы с невысоким уровнем признались, что активно смотрят телевизор.
Пять лет назад тот же ВЦИОМ зафиксировал резкое падение доверия россиян к науке: согласно данным опросов 2010–2017 годов, показатель доверия к работникам научной области достигал 79 %. А в 2018 году 59 % опрошенных уже были уверены, что учёные скрывают от простых людей правду. При этом 41 % россиян думают, что учёные и сами ничего не знают.
Опрос показал, как эффективно и быстро работает пропаганда: даже те знания, которые совсем недавно казались неоспоримыми, за несколько лет благодаря усилиям СМИ могут перейти в разряд мифов. Например, более половины россиян (57 %) нынче считают, что никакой высадки людей на Луну не было, а в 1969 году правительство США сфальсифицировало документальные материалы экспедиции. При этом 45 % респондентов признались, что верят в существование инопланетян.
Что же случилось с нашим обществом, которое привыкло гордиться «лучшим в мире образованием»? Как произошёл такой регресс?
«Интеллектуальный уровень социума зависит не от истории или опыта, не от его отношений с властью или с самим собой и даже… не от числа интеллектуалов в нём, а от занимаемого в обществе положения невежества», – пишет в своей монографии, которая так и назвается – «Невежество», – политолог Исмаил Гасанов. По мнению автора, невежество само по себе мало что значит, даже если оно обрело некоторую масштабность. Оно становится проблемой, когда превращается в общественную норму. При этом не надо путать невежество и глупость, необразованность или некомпетентность. Как раз людей по-настоящему эрудированных, грамотных в любом, даже самом передовом обществе, всегда меньше, чем неучей. Да и знание не равно уму. Человек, получивший образование, может быть непоправимо глупым, и наоборот.
Как утверждает Гасанов, невежество – это не незнание, это агрессивное самоутверждение своего незнания. Оно враждебно и подозрительно по отношению к знанию и «кутается в мантию высокомерия».
«Невежество почти безопасно, когда оно занимает подобающее ему пространство. Оно практически не проявляет инициативу, когда находится под контролем – например, выполняет простые задания... Более того, невежество, знающее своё место, не является невежеством… Невежество – это неведение и от обычного незнания отличается масштабом и активностью, – уточняет автор. – Стремясь занять место повыше и значимее, оно не знает принципов, морали, чести, совести (всё по тому же неведению) и не нуждается в размышлениях… поэтому действует несравнимо быстрее, чем здравый смысл и разум, поэтому они ему не соперники. Знание – сила, а незнание – ещё большая сила».
Академик И.П. Павлов в «Письме к молодёжи» советовал: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности».
И только невежда не знает о своём невежестве. В этом и есть его разрушительная сила. Не невежды понимают, что для того, чтобы овладеть, например, профессией, нужны годы учёбы и труда, у невежды нет комплекса самозванца, рефлексия ему не свойственна: невеждам ничего не мешает объявить себя специалистами в любой области. Они ровным счётом ничего не знают и именно поэтому решительно ничему не желают учиться.
При нынешней лёгкости получения поверхностных знаний и распространения информации невежды могут занимать такие высокие посты и иметь такие регалии, что целые народы будут считать их светочами науки и годами принимать бред за истину.
«Невежде подсознательно выгодно, чтобы все вокруг были невеждами. Не потому, что он не думает о последствиях – последствия ему неведомы. Ведь отличительная черта невежды в том, что он не просто не знает, он не знает, что не знает. Это обратное тому, что сказал мудрец: “Знаю, что не знаю”. Тут “не знаю, что не знаю”, – объясняет автор монографии “Невежество” механизм быстрого распространения невежества. – Если человек знающий связывает себя, пока не убедится в том, что всё понял, ведь ему для действия нужны знания, то у невежды нет никаких преград – незнание открывает огромные просторы. Невежественный человек не знает своего незнания, поэтому берется за всё. Пока ещё невозможен невежественный в своей профессии космонавт, парикмахер или водитель, а вот невежественный начальник любого уровня – политик, академик, военный – встречается довольно часто. Невежество становится опасным, когда получает хоть маленькую, да власть, а когда невежда достигает настоящей власти, то за короткое время он может обратить в невежество всё, превратить в него суть общества и государства».
Движение вперёд претит обществу победившего невежества, цели в нём заменяются псевдоцелями, имитацией деятельности. Невежеству претит развитие. Но отрицая всё по-настоящему новое, невежа легко принимает в пользование модные, в яркой упаковке имитации прогресса, знания. Как «самолётопоклонники» – аборигены меланезийских островов, обожествляющие американские военно-воздушные базы. По мнению автора, современными невеждами движет точно такой же карго-культ. Это они, например, мечтают полететь туристами в космос и при этом считают, что Солнце двигается вокруг земли.
«Серьёзным источником невежества является высокомерие узкого профессионализма, профессионального кретинизма: если я хорошо знаю химию, то могу компетентно рассуждать о социологии, хотя её не изучал; если мне доступны глубины математики, то уже политические проблемы руками разведу», – объясняет Гасанов. Невежество имеет множество проявлений, форм, типов и категорий.
И всё было бы не так страшно, если бы невежды жили своей частной жизнью, но когда они становятся руководителями, в неведении рискует утонуть целая страна.
«Невежество не заразно, но может иметь характер эпидемии, если знания, компетентность, профессионализм обществом не востребованы. Невежественное население легко убедить в его исключительности, в том, что оно лучшее, великое, только оно и право, в отличие от всего остального мира. А дальше население становится податливым, как пластилин, из него можно лепить всё что угодно», – предупреждает автор.
Он же даёт надежду: «Невежество не природный атрибут человека, иначе бы наша цивилизация застряла в каком-нибудь неолите. Потенциал человечества огромен. Недавние истории с “азиатскими тиграми” – странами, сумевшими перепрыгнуть через целые века в своём развитии, – яркие примеры того, что возможно только лишь при наличии реальной цели».
С общественным невежеством может справиться только само общество, считает политолог. Но как? «Ответ парадоксален до легкомыслия и даже невежества: да никак! Не нужно избавляться от невежества. Оно же следствие! Более того, оно – вовсе не результат вируса, заброшенного к нам злыми инопланетянами, а наше явление – плоть от плоти от нашей сущности. С ним невозможно бороться точно так же, как невозможно остановить дождь с помощью плохого отношения к нему. Невежество – результат разрозненности общества, из-за которой становятся допустимыми и приемлемыми несправедливость, незнание, равнодушие, бескультурье, насилие, произвол, стереотипное восприятие окружающего мира и с ним расизм, ксенофобия и многое другое, что в сочетании расчищает общественное и властное поле для буйного его роста.
Но искоренить невежество способно только само общество, которое должно встать над собой, превратиться из сборища разрозненных страт в единый организм, способный самостоятельно решать собственные проблемы».