Как встретились два сионизма – христианский и еврейский

Каким образом христианское богословие связано с арабо-израильским конфликтом – попробуем разобраться в этой статье

Очередная эскалация арабо-израильского конфликта произошла 5 августа 2022 года, когда Израиль начал операцию под названием «Рассвет», целью которой являлось уничтожение лидеров организации «Исламский джихад». Уже 7 августа было достигнуто перемирие. Но перемирие это не мир, и все понимают, что рано или поздно будет продолжение этого долгого и трудного кровавого противостояния.

Оккупируем или возвращаем своё?

Своими корнями данный конфликт уходит в 1967 год, когда вследствие Шестидневной войны Израиль оккупировал Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Синайский полуостров пришлось отдать, но все другие захваченные земли остаются под израильским контролем. Изначально ООН признала все эти земли оккупированными. С этим категорически не был согласен Израиль, утверждая, что они ему достались в результате победы в войне. Естественно, арабское население рассматривает израильтянин как захватчиков, а военизированные палестинские организации позиционируют себя как борцов за свободу палестинских жителей от израильской агрессии. Но у израильтян есть очень мощная поддержка, которая не по зубам не только палестинцам, но, скорее всего, и любой другой стране.

Израильские десантники у «Стены Плача». Фото: Давид Рубингер / The National Photo Collection of Israel 
Израильские десантники у «Стены Плача». Фото: Давид Рубингер / The National Photo Collection of Israel 

Существуют политические и общественные движения и организации, в том числе в США и Израиле, которые критикуют израильскую политику в Палестине. Одна из самых известных среди таких еврейских организаций – это «Бецелем». Эта организация занимается защитой прав населения на оккупированных или аннексированных Израилем территориях. «Бецелем» проводил расследования, где неоднократно выявляла нарушения прав человека и преступления, которые совершали силовые службы Израиля против арабского населения.

В 2009 году специально сформированная комиссия ООН сделал доклад о преступлениях израильской армии и радикальных исламистских организаций. В этом докладе отмечались многочисленные факты преднамеренного убийства гражданских лиц солдатами израильской армии. Власти Израиля категорически отвергли все выводы комиссии, обвинив ООН в антисемитизме и препятствованию борьбы Израиля с террористами.

Апартеид в XXI веке

Правозащитники также обвиняют Израиль в политике апартеида по отношению к арабскому населению оккупированных территорий. Палестинские арабы не имеют тех же прав, что и израильтяне еврейского происхождения, хотя на них и распространяются все законы государства. Стены, разделяющие арабские поселения с еврейскими, тоже считаются проявлениями апартеида. Многие из арабов оказались изолированными друг от друга, для некоторых жителей арабских городов стал более затруднён доступ к воде или другим ресурсам. Какое-то  количество земель было просто насильно изъято из частной собственности для строительства стены. Многие правозащитники говорят о создании гетто на территории Палестины. Также подвергается критике закон 2006 года, который запрещает супругам арабского происхождения проживать на территории Израиля. Израильские власти аргументируют это не только профилактикой терроризма, но и попыткой сохранить еврейский характер страны.

Всё это даёт повод ООН говорить не только о военных преступлениях Израиля и нарушениях им обычаев войны. Резолюцию по признанию Израиля страной, практикующей апартеид, ООН приняла в 1975 году, правда, в 1991 году эта резолюция была отменена. Также внешняя политика Израиля критикуется таким правозащитными организациями, как Amnesty International и Human’s Right Watch, которые регулярно делают доклады о нарушениях прав человека на оккупированных территориях. При этом данные организации критикуют нарушения прав и со стороны палестинских организаций, но все израильские власти, как правило, отвергают обвинения, связанные с действиями израильских силовых ведомств, хотя наиболее очевидные и резонансные дела могут расследоваться. Левые партии, правозащитные движения внутри Израиля также периодически выступают с обвинениями израильских властей в политике апартеида по отношению к арабам.

Стена между Израилем и Государством Палестина в районе между Иерусалимом и Вифлеемом. Фото: Leonrid / Wikipedia
Стена между Израилем и Государством Палестина в районе между Иерусалимом и Вифлеемом. Фото: Leonrid / Wikipedia

Наиболее популярной в мире решением арабо-израильского конфликта считается позиция «Два государства для двух народов». Согласно опросу 2009 года, данную позицию поддержали  74 % палестинцев и 78 % израильтян. Но дело в том, что данное решение подразумевает оставление Израилем оккупированных территорий, а это недопустимо для сторонников ревизионистского сионизма, исходной идеологии правой партии «Ликуд», которая чаще получала большинство в Кнессете. Лидирующей партией она является и сейчас. Своими корнями «Ликуд» уходит в сионизм-ревизионизм, целью которого является воссоздание государства Израиль по оба берега реки Иордан. Поэтому «Ликуд» всегда выступала против сноса еврейских поселений на западном берегу и против палестинского государства. При этом важно отметить, что даже некоторые правые партии внутри Израиля высказываются за два государства (например, «Кулану»), не говоря уже о левых и либеральных партиях. На два государства согласна даже ХАМАС. 

По 500 долларов каждому израильтянину от США

В 2006 году американские ученые Джон Миршаймер и Стивен Уолт издали книгу «Израильское лобби и международная политика США», в которой утверждают, что израильское лобби имеет беспрецедентное влияние в Америке, вследствие чего США всегда занимают произраильскую политику. Каждый год Израиль получает по 500 долларов на жителя из США. Профессора удивляются: зачем это финансирование, если нет холодной войны и Израиль является успешным демократическим государством?

Обложка книги «Израильское лобби и международная политика США». Фото: издательство Penguin
Обложка книги «Израильское лобби и международная политика США». Фото: издательство Penguin

Такая безоговорочная поддержка Соединёнными Штатами Израиля, по мнению учёных, возможна благодаря мощным лоббистским организациям, самой крупной из которых является АИКОС. Она финансово и политически поддерживает политиков, которые занимают произраильскую политику, и оказывает сильное давление на тех, кто смеет её критиковать. Профессора считают, что АИКОС представляет интересы не всех американских евреев, а только радикально правых, и на самом деле является агентом иностранного влияния в американском конгрессе, из-за чего под определённым углом выстраивается вся американская политика на Ближнем Востоке. И этот угол далеко не всегда соответствует американским интересам. Более того, часто эта политика радикально правых противоречит и интересам Израиля. «Я думаю, что они вообще не представляют точку зрения основной массы американских евреев, но из-за их высокой организованности и из-за необычайной влиятельности членов АИКОС, многие из которых довольно богаты, они смогли оказать влияние», – пишут в своей книге американские учёные.

Христианский джихад

Но почему АИКОС, которая представляет евреев наиболее правого толка, получает такую поддержку среди американских политиков? Дело в том, что основной электоральной базой неоконсерваторов, которые сейчас играют очень важную роль в американских властных институтах, являются евангельские христиане, среди которых очень распространена доктрина христианского сионизма. Согласно этой доктрине, Бог благословляет тех, кто благословляет евреев, и благоволит тем, кто им помогает. 

Христианский сионизм появился в Европе в XVII веке среди протестантов.  Он имеет своим основанием буквальное понимание Ветхого завета, в рамках которого обетования, данные еврейскому народу, считаются актуальными и сейчас. Также он тесно связан с премилленаристским диспенсационализмом, приверженцы которого верят, что конец света разыграется по Божьему сценарию, если евреи будут править Израилем, и иерусалимский храм будет отстроен.

Первым известным его сторонником становится британский юрист и политик Генри Финч. В XIX веке христианский сионизм из Британии проникает в США через англо-ирландского богослова Джона Нельсона Дарби. Во время Второй мировой войны в США христиане евангелисты организуют Американский христианский палестинский комитет, который активно лоббирует создание государства Израиль. После его основания христианский сионизм в США сосредоточился на поддержке молодой страны, сделав эту поддержку важной задачей современной церкви. Один из ярких правых американских политиков и протестантских лидеров Джерри Фалуэл в 1981 году заявил: «Выступать против Израиля значит выступать против Бога. Мы верим, что история и Священные писания доказывают, что Бог обращается с народами по отношению к тому, как они относятся к Израилю».

В статье 2015 года «Нью-Йорк Таймс» Фрэнк Бруни говорит об огромном влиянии американских евангельских кругов на политику США в отношении Израиля. Журналист утверждает, что такой сплочённой и единодушной поддержки всех действий Израиля евангелистами-республиканцами нет даже среди конгрессменов-евреев  членов демократической партии, которые напротив часто критикуют израильскую политику, особенно в отношении оккупированных земель. Среди христианских сионистов само слово «оккупированный» считается проявлением дурного тона.  Когда в 2013 году Барак Обама предложил на пост министра обороны Чака Хейгела, который не с самым большим энтузиазмом поддерживал Израиль, то развернулась мощная лоббистская кампания против его назначения. Главной лоббистской группой здесь выступила общественная организация «Объединённые христиане за Израиль».

Дональд Трамп на конференции по политике АИКОС 2016 года. Фото: Lorie Shaull / Wikipedia
Дональд Трамп на конференции по политике АИКОС 2016 года. Фото: Lorie Shaull / Wikipedia

 

Может ли христианин быть сионистом

Не все христиане, конечно, придерживаются сионизма. Противники христианского сионизма заявляют, что в Новом завете народом Божьим являются все верующие во Христа люди, независимо от национальности. Богоизбранных наций нет, все получают одно благословение от Бога.  Католическая церковь никогда не поддерживала подобные богословские доктрины. В начале XX века папа Пий X встречался с видным европейским сионистом Теодором Херцлем. Позицию Католической церкви папа выразил так: «Мы не можем запретить евреям идти в Иерусалим, но мы никогда не могли бы санкционировать это. Земля Иерусалима, если она и не всегда была священной, была освящена жизнью Иисуса Христа. Как глава Церкви я не могу вам сказать ничего другого. Евреи не признали нашего Господа, поэтому мы не можем признать еврейский народ». Дипломатические отношения с Израилем Ватикан установил только в 1993 году. Не все протестантские церкви в США проповедуют сионизм. В 2007 году «Национальный совет церквей Христа в США», включающий протестантские и православные церкви, выпустил резолюцию, согласно которой «богословская позиция христианского сионизма негативно влияет на мирный процесс на Ближнем Востоке». В 2006 году группой палестинских церквей была выпущена «Декларация о христианском сионизме». Согласно этой декларации, которая была подписана православными, католиками и некоторыми протестантскими церквями,  христианский сионизм «принимает самые крайние идеологические позиции сионизма, тем самым нанося ущерб справедливому миру в Палестине и Израиле, и предлагает мировоззрение, в котором Евангелие отождествляется с идеологией империи, колониализма и милитаризма».

Папа Пий X. Фото: Francesco De Federicis / Wikipedia
Папа Пий X. Фото: Francesco De Federicis / Wikipedia

Тем не менее, согласно последним опросам, 80 % евангельских христиан в США верят, что основание израильского государства было исполнением библейских пророчеств, и 50 % считают, что надо продолжать поддерживать Израиль для исполнения всех пророчеств. Так как среди республиканцев очень много сторонников данной доктрины, то серьёзного изменения американской политики на Ближнем Востоке в ближайшее время, скорее всего, не предвидится. Данная ситуация является хорошим примером того, как религиозные и идеологические убеждения являются серьёзной мотивацией для принятия принципиальных решений, которые касаются жизней миллионов людей. Поэтому многие вопросы могут и должны разрешаться не только в политическом, но и в богословском диалоге. 

Читайте также