То есть, поясняют историки, когда заключенный умирал или погибал в лагере, его личное дело отправлялось в архив МВД на бессрочное хранение. Но если же человек освобождался, то его личное дело уничтожалось, но на бывшего заключенного составлялась учётная карточка для архива – в этом документе указывались фамилия и имя осуждённого, год и место рождения, все этапы перемещения заключённого между лагерями и лагерными пунктами, а также дата освобождения.
Прежде эти карточки также отправлялись в архив на бессрочное хранение, но всё изменилось, когда 12 февраля 2014 года был принят межведомственный приказ (в списке 14 министерств и ведомств – от МВД до МЧС) «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учётов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», снабженный грифом «для служебного пользования».
И вот, подпункт «е» пункта 15.2 данного «Наставления» предусматривает хранение в пофамильных картотеках ИЦ МВД учетных алфавитных карточек на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, осужденных за преступления, которые впоследствии были декриминализированы - до достижения ими 80-летнего возраста.
И поскольку большинству узников «Архипелага ГУЛАГ» уже давно минуло 80 лет, то все их учетные карточки были уничтожены в том же 2014 году – чтобы не занимали лишнего места в архивах.
Надо сказать, этот подпункт «е» пункта 15.2 сразу же подвергся критике со стороны бизнес-сообщества России – дескать, формулировка «на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления» слишком уж широка и неопределенна, потому что по любому из преступлений можно в качестве подозреваемых привлечь кого угодно, а само попадание в базу данных МВД для предпринимателей способно испортит репутацию. И уже были случаи, когда органы внутренних дел выдавали в качестве справок о наличии (отсутствии) судимости полный перечень уголовных статей на граждан – причем без указания того, что следствие по данным эпизодам было прекращено за отсутствием состава преступления, а некоторые статьи были декриминилизированы. Вот так, посмотришь на человека – вроде бы приличный законопослушный гражданин, честный предприниматель, а как проверишь документы – вор и мошенник, клейма ставить негде.
Словом, в прошлом году группа адвокатов уже обращалась в Верховный суд РФ с требованием либо сократить срок хранения информации, либо вообще изменить перечень людей, которые попадают в информационные базы данных. Дескать, само нахождение в этих базах нарушает права человека на неприкосновенность частной жизни. Однако, после долгих разбирательств суд отказался что-либо менять в служебных инструкциях МВД.
Понятно, что и в МВД, и остальных ведомствах, принимая это «Наставление», думали, прежде всего, о дне сегодняшнем – например, о том, что для хранения этих миллионов учетных карточек нужны новые помещения и новые ставки. А старые карточки лучше вообще сжечь, ибо никому они уже и не нужны.
О жертвах же сталинского террора и историках, пытающихся найти крупицы информации о людях, прошедших через жернова ГУЛАГ, никто из чиновников и не подумал. О кровавых делах прошлого нынешние власти вообще стараются вспоминать как можно реже.
Зачем?
Ведь уже под новые карточки места давно не хватает, понимать же надо.
P.S. Если вы хотите узнать о судьбе ваших репрессированных родственников, вам необходимо отправить по почте письменный запрос в Главный информационно-аналитический центр МВД или в ИЦ МВД по месту осуждения. Получив ответ, вы можете направить запрос в регион по месту нахождения ИТЛ. К сожалению, не для всех лагерей есть данные о местоположении архива.
Для того, чтобы посмотреть архивно-следственное дело и получить архивную справку, получить копии анкеты арестованного, а также приговора и акта о приведении приговора в исполнение (в случае расстрела), вам нужно обратиться в областное управление ФСБ по месту проведения следствия или по месту рождения. Если вы живете в России, то в своем обращении попросите выслать архивное дело в архив ФСБ по месту вашего жительства для ознакомления в читальном зале архива.