Ещё в начале этого лета Владимир Путин на встрече с многодетными семьями поднял вопрос о возрождении существовавшего в советское время почетного звания «Мать-героиня». Им с 1944-го до 1991 года награждали женщин, родивших и воспитавших 10 и более детей. 15 августа президент подписал соответствующий указ. Теперь таким женщинам вновь будут вручать грамоту и орден, а заодно и миллион рублей. Это при том что в многодетной семье оба родителя должны добросовестно исполнять свои обязанности, то есть отец, по идее, должен выполнять родительские функции не хуже и в не меньшей степени.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела семьи и социальной политики Центра социальной демографии Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, профессор кафедры народонаселения экономического факультета Оксана Кучмаева считает, однако, что звания сами по себе не сыграют большой роли в улучшении демографии.
– Основное внимание в рамках государственной демографической политики по увеличению рождаемости отдаётся матерям. С одной стороны, это естественно, с другой – отцы, проводя весь день на работе, а иногда и на двух-трёх, должны вместо отдыха посвящать время воспитанию детей. Должна ли в этой связи проблема отцовства волновать государство и общество?
– Какие-то государственные решения бывают эффективны в том случае, если действительно отражают общественное мнение, если есть определённый запрос на то, чтобы было принято это решение – чтобы были урегулированы какие-то вопросы, например, или актуализировано новое явление. А если это, что называется, высосано из пальца, то в лучшем случае это останется просто декорацией, в худшем случае – вызывает недоумение.
Отцовство в той или иной степени всегда занимало важное место в общественном сознании. Но смысл, который люди вкладывали в это определение, в то, в чём состоит роль отца, в чём состоят его права и обязанности, менялся от эпохи к эпохе. Постоянные возгласы «давайте вернём традиционные ценности» у меня и у ряда других исследователей вызывают определённое недоумение, поскольку невозможно рассматривать какие-то семейные ценности, материнство и отцовство, в отрыве от того, что в целом происходит с обществом и культурой. Это всё тесно взаимосвязано. И совокупность этих характеристик теряет или актуализирует своё значение именно потому, что меняется общество. И, наверное, отношение к отцовству, к роли отца в семье, не только в России, но и во всём мире стало таким значимым и важным, потому что меняются модели семьи.
– Можно ли говорить о том, что сейчас, когда оба родителя во многих семьях берут на себя роль добытчика и оба же участвуют в воспитании детей, патриархальная модель уходит в прошлое?
– Модель патриархальной семьи подразумевает более чёткое распределение ролей. Для современного же общества действительно характерно то, что роли размываются и отношения становятся гибкими. Это уже не, условно говоря, «Домострой», где расписано, кто и за что отвечает, кто и на что имеет право. Но и сейчас моделей семьи может быть несколько. И люди могут сами выбрать ту модель семьи, которая им больше нравится и больше принята в их среде.
В России масштабный рывок в плане уравнения ролей произошёл, наверное, в первой трети XX века, когда женщины начали массово включаться в рынок труда. И изначально речь шла об уравнении именно на рынке труда. А потом оказалось, что и в семье не меньше проблем. Но тем не менее сейчас и в России, и за рубежом всё равно говорят о том, что на женщине остаётся большая часть нагрузки по воспитанию детей и домашним делам. На государственном уровне даже обсуждают, как монетизировать эти затраты и как посчитать в денежном отношении трудозатраты на домашние хлопоты. Тем не менее процесс уравнения всё равно идёт. Если в патриархальной семье отец – безусловный глава, который отвечает за, скажем так, стратегию развития семьи и принимает участие в воспитании детей, лишь когда приходит пора их социализации, реализации их профессиональных навыков, то сейчас уже и мама, и папа несут в значительной степени равную ответственность.
Есть исследование, которое говорит, что в значительной степени на становление детей и затем строительство собственной семьи влияет то, насколько самостоятельна их мать и насколько отец не только глава семьи, но и человек, с которым можно поговорить по душам, который тебя приголубит и пожалеет. Мать также уже воспринимается не только как человек, который ухаживает за детьми, но и как человек, с которым можно посоветоваться и насчёт будущей профессии, и насчёт вступления в брак.
Сейчас значительная часть отцов действительно хочет принимать участие в жизни своих детей независимо от того, оказался счастливым их брак или нет. Когда семья счастливая, вопросов, как распределены роли, обычно не возникает. А вот когда распадается брак и люди расходятся или тем более возникает другая семья, ребёнок переезжает в другой город или страну, то часто возникает нарушение прав одного из родителей, которого ограничивают в общении с детьми. И многие юристы ругают Семейный кодекс, из-за несовершенства которого и возникают такого рода проблемы. Это же – причина возникновения различных общественных организаций в защиту одного из родителей, как правило, отцов. Оказывается, что в этой ситуации больше обиженных мужчин – пап, чем мам. Хотя бывает и наоборот: например, более состоятельный отец отказывает матери в общении с детьми. Но это уже некая скандальная тематика. Мы же говорим о том, что роль отца сегодня тоже значима. И есть семьи, которые всё ещё ведут патриархальный уклад жизни и трепетно относятся к религиозным нормам, подразумевающим определённые шаблоны поведения, наличие главы семьи и так далее. Есть и неполные семьи, где один из супругов несёт ответственность за воспитание ребёнка и по-разному относится к роли второго родителя.
Если смотреть на результаты переписи, то раньше на 13 неполных семей, где одна мама воспитывает ребёнка, приходилась только одна семья, где один отец воспитывает ребенка. Чаще всего это была семья, где с мамой что-то случилось – например, она умерла или оказалась в местах лишения свободы. С началом современной истории России мы видим уже 11 неполных семей с мамой на 1 неполную семью с папой, а сейчас это пропорция 10 к 1. Можно говорить о некой тенденции.
Исходя из этого всего, наверное, можно говорить, что роль государства состоит в том, чтобы регулировать эти правовые коллизии и обеспечивать право ребёнка и на общение, и на должный уровень жизни. В чём действительно нуждаются семьи – это в социальной поддержке на государственном уровне. Система социального обслуживания у нас ориентирована на пожилых людей, на проблемные семьи или семьи с детьми-инвалидами. Остальные же люди не знают, куда обратиться, либо считают, что это стыдно – выносить сор из избы. Об этом, наверное, говорить даже важнее, чем говорить о матерях-героинях или отцах-героях, поскольку они скорее исключение из правил. Ведь их очень небольшое количество.
– По официальным данным, по состоянию на 1 января 1995 года орденом «Мать-героиня» награждена приблизительно 431 тысяча женщин.
– Я думаю, мы говорим здесь о выявленных случаях. А в действительности их немного больше. Есть же и неблагополучные семьи, которые просто не заявляют о своём статусе. Поэтому вручение звания я расцениваю как некую популистскую меру, которая не повлияет на реальное повышение демографии и усиление роли семьи.
– Уклон в «женское лицо» семейных ценностей традиционен или стал следствием советской демографической политики?
– Советская демографическая политика имеет много последствий. Но всё потихоньку меняется. Так, в последнее время увеличилось количество отцов, гуляющих с детьми. Раньше это было скорее исключение, сейчас же папа с маленьким ребенком в коляске – уже не редкость. Но сейчас, с одной стороны, декларируется, что папа и мама равны, а с другой стороны, мало кто идёт навстречу отцам. Несколько лет назад мы проводили исследование в преддверии Года ребёнка и спрашивали у людей, что нужно сделать в столице, чтобы город можно было считать доброжелательным к детям. И один мужчина написал нам: «Помогите найти работу многодетного отцу!!!». С тремя восклицательными знаками. Если у мужчины, например, трое или четверо детей и он хочет с ними проводить отпуск, когда-никогда забирать ребёнка из детского сада, ходить на школьные собрания или сидеть с ним, когда тот заболеет, то работодателю он будет не нужен. Это итог работы социальных и государственных институтов, например, с теми же работодателями. И это значимый момент.
– Дети, имея отца, фактически вынуждены расти без отца. Некая «безотцовщина» новой формации. Кстати, когда вообще возник этот термин?
– Безотцовщина – это послевоенные годы. На тот момент была крайне либеральная брачная политика. Был даже такой фильм, снятый по рассказу Зощенко «Не может быть!», в котором герои пошли и расписались через три дня, а потом, когда не сложилось, один из них пошёл и развелся даже без присутствия второго супруга.
Когда была Великая Отечественная война, стандартна была ситуация, когда один из супругов был на фронте, и это спровоцировало всплеск появления вторых семей. Люди не возвращались в свою первую семью воспитывать своих детей и заводили при этом вторую семью. Был даже период, когда объявления о разводе печатались в местных газетах, чтобы все знали, кто с кем и когда развёлся. Если ребёнок рождался, а отца рядом не было, то в свидетельстве о рождении ставили прочерк на месте графы «отец». Такого и называли «безотцовщина». Потом стали стимулировать развитие института брака. Но отношение к женщинам, родившим вне брака, и к детям, появившимся вне брака, в 50–60-е годы отличалось от теперешнего. Ребёнка, рождённого без отца, называли термином, который сейчас является ругательством, – ублюдок. Но ведь это просто ребёнок, родившийся вне брака. Послушайте, как жёстко звучит этот термин теперь. Но сейчас гораздо большие проблемы имеют дети не в неполных семьях, а дети, которые живут в семьях, где один из родителей, чаще мать, вступил во второй брак и ребёнок вынужден выстраивать отношения с абсолютно чужим для него человеком.
– Безотцовщина связана с Великой Отечественной войной, но различные вооружённые события происходят постоянно. Всегда ли в России мужчины жили меньше женщин?
– Если говорить о нынешнем времени в контексте того, что происходит сейчас в мире, и в частности на Украине, я думаю, демографы ещё подсчитают потери. Возможно, даже уже есть какие-то оценки того, как эта ситуация повлияет и на численность мужского населения, и на показатели продолжительности жизни в будущем. Если же в целом говорить о мире, то почти во всех странах мужчины живут меньше, чем женщины. И связано это больше с социально-психологическими причинами, чем с физиологическими. В своё время это пытались объяснить особенностями женского организма, в частности тем, что у женщин есть такой процесс, как менструация, обновляется кровь, и, возможно, это влияет на организм позитивным образом, а у мужчин этого не происходит. Но в целом исследователи полагают, что это связано всё же с социально-психологическими моментами: с разными стереотипами поведения, отношением к себе и своему здоровью, отношением к вредным привычкам. В последнее время эти различия хотя и нивелируются, но алкоголизм, табакокурение и наркомания всё равно больше распространены среди мужского населения. И профессии, негативно влияющие на здоровье, тоже в большей степени мужские. Законодательство старается оградить женщин от этих профессий. Во время Великой Отечественной войны были послабления, и женщин допускали работать даже в горячих цехах, потому что была нехватка мужчин. Но в целом законодательно женщинам запрещено работать в тяжёлых условиях. Отношение к собственному здоровью, та же маскулинность, которая «не позволяет» мужчинам ходить по врачам и обращать внимание на всяческие болячки и постоянный стресс на работе, где у мужчин часто более ответственные должности, негативным образом влияют на их продолжительность жизни.
В России в целом продолжительность жизни и мужчин, и женщин ниже, чем в развитых странах. Позитивные тенденции нарастали после войны – в 50–60-х годах, но потом сошли на нет. Затем началась борьба за продолжительность жизни. Это то же антиалкогольное законодательство, которое имело краткосрочный эффект, и другие меры, но в целом у нас наблюдается сокращение продолжительности жизни. Хотя до XIX века мужчины жили дольше, чем женщины. Риск умереть при родах тогда был очень велик.
– Директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Григорьевич Вишневский в своё время говорил о современных демографических проблемах России в контексте «эха Великой Отечественной войны». О том, что именно война имела последствия и в 60-е годы, и в 90-е и даже в 2000-е. Сказывается ли она на демографии и отношении к отцовству?
– Во время Великой Отечественной войны был громадный провал в демографии, наиболее очевидный, и после неё количество населения и продолжительность жизни в любом случае выходят на позитив. Но после войны численность населения, конечно, сократилась. Когда мужчины вернулись домой и началась мирная жизнь, произошёл так называемый компенсаторный подъём рождаемости. В войну рожали очень мало: на то были и психологические причины, и голод, и семьи были разделены. Но даже последовавший за войной бэби-бум не компенсировал потерь. Время шло. Репродуктивный возраст наступил у тех, кто был рождён в военное время. Тогда рождалось меньше людей, в брак вступало тоже меньше людей, и, соответственно, они родили меньшее поколение в конце 60-х. И это то, о чём говорит Анатолий Григорьевич, – последствия Великой Отечественной войны. Потом произошёл некий подъём рождаемости, потому что рожали уже те, кто был рожден в 60-е. И таким образом продолжается волна и до сегодняшнего дня.
– В итоге мы приходим к тому, что в демографии и сегодня не всё гладко. Какие меры поддержки, на ваш взгляд, сейчас нужны? Нужна ли поддержка именно отцовства?
– Есть поддержка семей, но, на мой взгляд, она носит кусочный характер. Есть какие-то отдельные выплаты – например, те, что выплачивали в пандемию. Но чтобы институт семьи развивался, а семейный образ жизни был популярен, тем более семейный образ жизни с несколькими детьми, вся семья должна себя комфортно чувствовать в условиях современного общества. Для этого людям как минимум должно хватать заработной платы, чтобы воспитывать детей. Должна быть развита инфраструктура организаций по присмотру за детьми, доступны медицинские услуги. Люди должны иметь возможность совмещать профессиональную и семейную жизнь, то есть должно соблюдаться трудовое законодательство. Не должно быть дискриминации пап и мам на фоне людей, у которых нет семейных обязанностей. Возможно, для работодателей в этом плане должны быть какие-то дополнительные стимулы или налоговые послабления. И должен быть реальный контроль со стороны трудовой инспекции, ведь люди у нас тоже не особенно часто жалуются на ущемление их прав на работе, потому что это бесполезно. Так, ежегодно регистрируется всего 10–11 случаев обращения людей по поводу дискриминации по половому или возрастному признаку при устройстве на работу. В это трудно поверить.
С моей точки зрения, важны три момента: экономическая обеспеченность семьи, в том числе возможность для развития малого семейного бизнеса. Инфраструктура и доступность её в самых различных видах поселения для людей с разным уровнем дохода. И соблюдение трудовых гарантий: государство и работодатели должны понимать, что и мама, и папа имеют равные обязанности и права при воспитании детей. Мне кажется, что молодое поколение к этому относится достаточно адекватно.
– Если с экономической составляющей более-менее понятно, то какова должна быть поддержка в случае с работодателем? Какие меры должны быть приняты в трудовом законодательстве, например?
– По закону, папа (как, кстати, и бабушка, и дедушка) имеет право взять отпуск по уходу за ребёнком. Но этим мало кто пользуется. Но важно помнить, что, когда много льгот для семей с детьми, то зачастую их начинают рассматривать как социальных инвалидов, и это – наоборот – начинает вызывать отторжение. Наверное, тут должны включиться и работодатель, и профсоюзы, и государство. Поддержка должна идти в связке. Плюс какие-то административные, налоговые и финансовые стимулы для работодателей, чтобы им было выгодно быть доброжелательными в отношении семей и детей. Например, в США работодателям выгодно соблюдать законодательство в отношении семей, потому что у доброжелательной к семьям и детям фирмы есть преимущества при закупках на местном уровне. Там речь идёт о репутации, которая работает на благополучие фирмы. Возможно, подобное стоит ввести и у нас.