Конкретные факты ужасают. Две девочки из Самарской области до смерти замучили кошку и при этом ещё учили младшую сестру одной из них «правильно убивать». В Липецке дети играли в бейсбол котёнком: подбрасывали его вместо мяча и били битой. Чем дальше полетит – тем лучше. И подобных фактов стало на удивление много. Но, может быть, всё не так страшно и детская жестокость существовала всегда?
На картине итальянского художника XVI века Аннибала Каррачи изображены двое очень милых детей. Один из них держит одной рукой кота, в другой у него большой рак, и мальчик дразнит его, чтобы тот вцепился в ухо животного. Судя по довольным улыбкам, оба ребёнка получают удовольствие от процесса. У Эммануила Канта есть высказывание, в котором он утверждает, что жестокое обращение с животными в детстве ведёт к насилию над людьми. То есть детская жестокость не является достоянием исключительно нашей эпохи и нашей страны. Может быть, это естественно и нам не стоит так волноваться?
Многие антропологи уверены, что основой жестокости является история человека как вида. Но есть и много тех, кто считает, что дети от природы добры, а в их жестокости повинна наша культура.
– В целом это связано с отношением к жестокости в нашем мире. Ребёнок играет в компьютерную игру, где людей разрезают, летят кишки и кровь, а вокруг, в реальности, ничего не происходит. В итоге мозг не воспринимает насилие как что-то страшное или недопустимое, и оно кладётся на полочку «так можно делать», – делится своим опытом Татьяна Гилева, руководитель психологической студии «Между нами». – За рубежом, увы, это довольно распространено, но там, мне кажется, больше мест, где подросток может выплеснуть свою агрессию, а у нас, увы, почти и этого нет. Злиться – нормально для любого живого существа. Но важно, что мы делаем с этими чувствами: если запихиваем внутрь – они точно рванут, как кран, который затыкаешь рукой. Если создаём условия, в которых можем их выразить (спорт, группы поддержки и так далее), возможность «взрыва» намного меньше. Дошкольники же так поступают, больше ориентируясь на взрослых, то есть если значимый взрослый, приходя домой, пинает кота – ребёнок будет делать то же самое и даже не поймёт, что в этом плохого. А вот у подростков, кроме внутренней потребности выразить агрессию и почувствовать власть над более слабым, может быть и мотив подражания, чтобы быть принятым в стаю «своих».
То есть тот факт, что у детей есть некоторая склонность к жестокости, не является чем-то исключительным. Чаще всего это следствие природного любопытства, естественной агрессивности и непонимания законов общества, что вполне корректируется воспитанием и отношением окружающих. Однако эти факторы не относятся к подросткам, которые уже всё прекрасно понимают. Здесь мотивы поведения меняются. Ну и, конечно же, есть просто психическое отклонение – садизм. Это болезнь, которую надо лечить.
– Давайте сразу разведём два понятия: стремление к садизму как проявление психопатии и педагогическая запущенность, выражающаяся во вседозволенности, вплоть до крайней степени агрессии – убийства живого существа ради процесса. В первом случае – своевременная диагностика психопатологии, лечение и в ряде случаев изоляция от общества. Во втором случае мы будем подразумевать родительскую ответственность, влияние ближайшего окружения и сформированность границ личности ребёнка, – объясняет Екатерина Захарова, психолог студии «Ресурс».
Ребёнок растет, познавая мир при помощи органов чувств. Как только маленький человек получает чувственный опыт, сразу же появляется знание о тех или иных явлениях. Для ребёнка раннего возраста (1–3 года) характерно узнавать об устройстве мира, погружаясь целиком в этот процесс. Только так можно выстроить причинно-следственные связи и понять, как всё устроено. В возрасте 7 лет уже усвоены нормы морали в социуме, в котором растёт человек. Конечно, рядом оказывается поддерживающий взрослый, сопровождающий маленького человека в этом путешествии. Объясняет, помогает, страхует от очевидной опасности. Разъясняет степень ответственности за поступки, ведь до совершеннолетия родитель несёт юридическую ответственность за ребёнка.
Обычно в подростковом возрасте значимый социум меняется. На первый план выходит компания сверстников, объединяющаяся ради различных целей и следующая правилам группы. Порой они таковы, что остаться в этой компании можно, только совершая аморальные поступки. Подростки в этот период стремятся к правонарушениям для того, чтобы сбросить накопившееся психоэмоциональное напряжение от перемен, происходящих с ними. По-простому, они много волнуются, а значит, много злятся. А ещё – им снова интересно устройство этого мира, но уже в поле исследователя – не малыш, а взрослеющий человек, выглядящий, как взрослый.
– Важно отметить, что в подростковом возрасте демонстративное поведение определяет человека. То есть «я проявляюсь = я существую!». Поэтому часто подростки снимают свои творения на камеру и выкладывают в Сеть, не делая большого различия между содержаниями роликов – будь то драка, убийство кошки или бьюти-блог, – повествует Екатерина Захарова. – Всё дело в личностных границах, доверии в семье и информации, которую родители смогли передать ребёнку до момента, пока его друзья не стали главнее.
Однако есть ещё вопрос количества. В нашей стране в последнее время это явление приобрело огромный размах. Что дальше? Что будут делать эти подростки, когда вырастут, и не станут ли объектами их жестокости люди?
Связь между жестоким обращением с животными в детстве и насильственными преступлениями взрослых интересует учёных давно. Исследования, проведённые в США, показали, что среди преступников с высоким уровнем агрессии тех, кто в детстве издевался над животными, гораздо больше, чем в других группах. И уровень издевательств был выше: агрессивные преступники пекли котов в микроволновках, топили собак и мучили птиц. Следовательно, чем более жестоки детские «шалости», тем больше шансов на насильственные преступления в будущем. А количество жестоких детей перерастёт в количество жестоких преступников. Конечно, далеко не все живодёры вырастают в бандитов и убийц. Статистика говорит о 30 %, но от этого не легче. Согласно исследованиям, остальные тоже не становятся приятными людьми. Из них вырастают мелкие домашние тираны, склочные соседи и просто злые люди.
Один из путей решения – ужесточение законодательства. Например, в США очень суровы законы о жестком обращении с животными, ответственность наступает с 10 лет, и наказания отнюдь не символические, а с 2016 года жестокое обращение с животными отнесено к категории тяжких преступлений. Огромное внимание защите животных уделяется и в Европе: во всех странах действует законодательство по защите животных и разработаны правила обращения с ними. Наказания тоже довольно серьёзные, а раскрываемость подобных злодеяний достигает почти 60 %. Это работает, но нельзя ограничиваться только законом. Ведь доказано: чем более жестоко общество, тем более жестоки дети. Меняться надо нам всем. Например, В США в прошлом году зафиксирована тысяча преступлений против животных. И все они были раскрыты при содействии неравнодушных людей. Именно равнодушие взрослых порождает детскую жестокость.