При понятной непопулярности реформы она неминуема. После 65 лет выходят на пенсию в странах с такой мощной экономикой как США, Германия, Финляндия, но средняя продолжительность жизни там на десяток лет выше, чем в России. В четырех Федеральных округах Российской Федерации Приволжском, Сибирском, Уральском и Дальневосточном более половины мужчин вообще не доживают до 65 лет!
Тем не менее оставлять пенсионный возраст прежним в РФ уже экономически невозможно, а увеличивать продолжительность жизни получается слишком медленно. Теперь чаще на поминках будут звучать слова: умер на посту. Не потому что сильно хотел работать, а просто не дожил до пенсии.
Конечно, надо бы снизить пенсии и льготы депутатам, правительству и особенно всему силовому блоку как самой неэффективной части наших тружеников. Но их все боятся. Так же страшно признаться, что мы, россияне, в основном не любим и не умеем трудиться. Советский фольклор – «лучше кашки не доложь, но работкой не тревожь» и «от работы кони дохнут» – въелся в национальное сознание. Трудоголизм у нас высокий, работа стала таким видом времяпровождения, с высоким профессионализмом, качеством и плодами труда он чаще всего не связан.
Хотя президент назвал два периода, которые, по его мнению, катастрофически обрушили демографию: время Великой Отечественной войны и 90-е годы. На мой взгляд, весь советский период разрушал народ. Численные потери нужно считать за всё время репрессий – от 1917-го и вплоть до послевоенных лет, но антропологические потери, в том числе отучившие людей учиться, трудиться, друг другу помогать, продолжались ещё долго. Это труднее всего исправить.
Нужно прежде всего в семьях и школах поднимать престиж хорошего и доброго труда и человека труда: строителя, учителя, крестьянина, врача, учёных и тружеников всех мирных отраслей. Вкус к свободному красивому труду должен вернуться на нашу землю, а не мечта об отдыхе.
Алина Гарбузняк: О том, что смягчение реформы Путиным будет выглядеть именно так, я писала в Фейсбуке ещё 16 июня. Иначе откуда сумасшедшая цифра +8 лет для женщин? Нужен был простор для монаршьей милости. Впрочем, обсуждать детали уже неинтересно.
Дорогие сограждане, ваша жизнь тяжела, а станет ещё хуже. Но Путин здесь не при чём. И правительство тоже. Им по должности положено стричь народ, пока есть что отрезать. А вот вам за свои поступки когда-нибудь придётся отвечать, уже приходится. И за непоступки тоже. Гражданина Путина вы знаете уже 18 лет, даже если телевизор – ваше единственное окно в мир. И 18 марта 2018 года вы в очередной раз сделали свой выбор. На избирательном участке в Москве, где я до глубокой ночи работала ПСГ (членом комиссии с правом совещательного голоса), Путин набрал 71% голосов. Едва ли не половина голосовавших – люди предпенсионного возраста. Много было и молодых. На моём участке фальсификаций не было – вы сделали свой выбор. 41% не пришедших на участок тоже свой выбор сделали: сказали, что Путина выберут и без них. Не за кого больше голосовать? Так зачем же вы спите шесть лет между выборами?
Много ли среди вас, проголосовавших, недовольных новыми правилами? О пенсионной реформе официально объявили на третий день после закрытия избирательных участков. Как бы в насмешку над дорогими избирателями. Обидно, правда? Но пока мы другого и не заслуживаем.
Владимир Тихомиров: Владимир Владимирович только что сделал объявление о своем новом – пятом по счёту – президентском сроке, если кто не понял.
– Что касается нынешней, действующей власти, самое лёгкое, самое простое для неё сегодня – вообще ничего не менять, – отметил Владимир Владимирович в своем программном выступлении. Дескать, денег у государства хватит еще на 7–10 лет, а там хоть трава не расти – пусть преемники решают вопросы с пенсионерами. Но так рассуждает обычный политик, западный скороспелый фрукт, не имеющий ни государственного размаха, ни подлинно государственного видения.