Социальный координатор как системообразующее звено общественной заботы

6 октября в Свято-Филаретовском институте прошла организованная совместно с благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость», фондом помощи хосписам «Вера», РБОО «Центр лечебной педагогики» при поддержке РГГУ, Фондом Тимченко в партнёрстве с БФ «Добрый город Петербург», коалицией «Забота рядом», альянсом «Ценность каждого» и БФ «Жить вместе» Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная работа со случаем в современных условиях»

Социальный координатор в Доме милосердия кузнеца Лобова. Фото: Леонид Янышев / СФИ

Социальный координатор в Доме милосердия кузнеца Лобова. Фото: Леонид Янышев / СФИ

Участники обсудили проблемы индивидуальной помощи нуждающимся людям пожилого возраста, неблагополучным семьям, паллиативным пациентам, взрослым и детям с психическими заболеваниями, то есть тем, кто самостоятельно очень уязвим, кому и в мирное время трудно себя обеспечить самым необходимым. Но важно, что у этой проблемы есть системное решение – это  стандартизация роли социальных координаторов в делах общественной заботы об уязвимых группах граждан.

Работа со случаем: суть метода, проблемы реализации

Структурно конференция была разделена на три крупных блока: пленарное заседание «”Работа со случаем”: нормативная база, практика, подходы», параллельные сессии, посвящённые конкретным практикам и кейсам (социализация людей с психическими расстройствами, долговременный уход, паллиативная помощь и др.) и круглый стол «Социальный координатор – новая профессия».

Таким образом, в первой части конференции представители СФИ, РГГУ, столичных и региональных НКО и служб помощи попытались дать определение такому методу социальной поддержки, как «Работа со случаем», постулируя реальный, а не номинальный индивидуальный подход. Рассмотрели нормативную базу и практику внедрения этого подхода в НКО и предприятия социально ориентированного бизнеса. И при этом сформулировали ключевые проблемы метода, которые заключаются в отсутствии видения Человека и принятия безусловной ценности жизни каждого – причём жизни исключительной, особой, не похожей ни на какую другую, а также в отсутствии системности взаимоотношений всех служб и специалистов, которые могут оказывать помощь нуждающимся.

Помощь в этом случае – понятие очень обширное. Часто в дискуссиях о социальной заботе многие аспекты именно комплексного подхода остаются «за бортом». Социальные работники сосредотачиваются исключительно на выполнении каких-то рутинных услуг (и нередко поэтому воспринимаются исключительно как курьеры из аптек или магазинов). Медицинские работники, психологи, юристы сосредотачиваются на реализации своего узкопрофессионального функционала. И так далее...

В действительности же помощь необходима не только в обеспечении людей лекарствами, питанием, элементарным уходом, но и в социализации, и в устройстве на работу, и в поддержании связи с родственниками. Многим жизненно необходимо с кем-то просто быть, просто говорить. Любое неочевидное событие может стать мотивацией к изменениям качества жизни подопечных. Но для этого нужно преодолеть барьер недоверия и поспособствовать раскрытию случая каждого (именно поэтому говорим о «Работе со случаем»), выявлению очень личных, нетиповых проблем, а для этого необходима работа социального координатора. 

Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash
Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

Образ социального координатора

Без социального координатора – человека, владеющего нужной информацией и морально «заряженного» на помощь конкретному человеку – нуждающийся (будь то пожилой пациент или ребёнок с особыми потребностями) всё равно остаётся один на один со своими проблемами. И один на один со сложнейшей системой организации социальной помощи, в которой сами же представители сферы порой могут запутаться: так сложно устроено взаимодействие различных учреждений и ведомств в нашей стране.

На это накладывает свой отпечаток и то, что в каждом регионе эти социальные институты работают по-разному, по-разному регламентируются списки оказываемых услуг. В результате разобраться с этим оказывается настолько сложно, что нуждающиеся просто опускают руки. И такому отчаявшемуся человеку недостаточно просто купить гречки или предоставить психолога – важно дать ему исчерпывающую информацию и буквально за руку, если того требует ситуация, провести через необходимые инстанции – медицинские, юридические, социальные и пр.

Даже идея «одного окна» в социальной заботе может не сработать на пользу нуждающимся, поскольку у незащищённых групп населения напрочь отсутствует опыт общения с государственными структурами, у них нет компетенций защищать свои права, отстаивать законность получения тех или иных услуг. Даже если создать систему «одного окна», то в этом окне будет сидеть совершенно не заинтересованный в пациенте специалист, никакой реальной помощи и действительно индивидуального подхода не будет.

В социальной заботе очень важна именно эта заинтересованность в конкретном человеке. Эмпатия, сострадание, милосердие. Хватка и понимание работы системы тоже важны, но только человеческий подход может растопить недоверие и выявить реальные потребности, которые приведут к улучшениям.

Социальный координатор как связующий центр

В этом контексте роль социального координатора представляется ключевой. Социальный координатор – это та системообразующая фигура, которая могла бы стать отправной точкой в изменении сложившейся ситуации. И тому, что это за человек и как положительный опыт работы социального координатора влияет на работу со случаем, как раз и был посвящён финальный круглый стол «Социальный координатор – новая профессия».

В модерируемом проректором по развитию и руководителем отделения социальной работы СФИ Мариной Наумовой дискуссионном клубе выступили заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина,  заместитель главного врача Центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы Татьяна Рязанцева, директор фонда помощи хосписам «Вера» Елена Мартьянова, директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавета Олескина, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова, исполнительный директор благотворительного фонда «Хорошие истории», руководитель альянса «Серебряный возраст» и директор проекта «Коалиция “Забота рядом”» Татьяна Акимова. Свои кейсы представили также выпускница СФИ Татьяна Борисюк и психолог проекта «Помощь семьям в сложной жизненной ситуации» фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Валентина Берекатова.

Участники обсудили собственный  опыт внедрения подхода «работа со случаем» и положительную роль в этой схеме непосредственно социального координатора, а также сформулировали ключевые проблемы на пути официального появления в юридическом и информационном поле такой профессии, как «социальный координатор», и пути решения обозначенных проблем.

Фото: Hannah Busing / Unsplash
Фото: Hannah Busing / Unsplash

Среди системных проблем внедрения практики «Работа со случаем» участники отметили:

– восприятие помощи исключительно как предоставление и распределение ресурсов без действительно индивидуального подхода к потребностям каждого человека (участники приводили множество примеров, когда проблемы нуждающихся пытались решить стандартизированным образом – и это не давало результатов, поскольку их истинные потребности лежали в другой плоскости: например, матери-одиночке не нужен был личный психолог, а нужен был репетитор для дочери; пожилой женщине необходимы были не медикаменты, а помощь в поддержании связи с дочкой в другой стране через мессенджеры, а одинокому тотально слепому мужчине важно было говорить с кем-то на родном языке – на идише);

– недооцененность возможностей сектора НКО в соцподдержке и отсутствие координации между государственными и негосударственными службами помощи (все участники отметили, что остро необходима стандартизация процессов взаимодействия всех смежных ведомств и учреждений, причём стандартизация, которая ставит во главу угла именно человека – его путь в сторону улучшения качества жизни, то есть создание неких прозрачных схем и маршрутов, по которым он сможет находить помощь: например, устройство социальных координаторов на работу в места потенциального скопления нуждающихся – в больницах, роддомах, хосписах);

– отсутствие доступа социальных координаторов ко всем смежным организациям, учреждениям и ведомствам, которые могут быть полезны для оказания комплексной помощи при работе со случаем (сложности возникают, к примеру, с доступом в медицинские заведения, где действуют свои строгие регламенты, а потому появление новой профессии в официальном реестре могло бы существенно упростить работу в этом направлении).

Что можно было бы предпринять, чтобы изменить ситуацию? Для многих экспертов представляется важным, чтобы профессия социального координатора была официально зарегламентирована и появилась под конкретным названием в законодательных актах Министерства труда. В этом случае социальный координатор смог бы стать связующим звеном между системностью госорганов поддержки и гибкими возможностями НКО. Именно он смог бы предоставить ту искомую «маршрутизацию» пути клиента и обеспечить истинно индивидуальный подход к каждому!

Именно социальный координатор меняет фокус на решение проблем в подходе «Работа со случаем» – из заявительного в выявительный. Этот человек помогает отойти от формальной работы с клиентом по стандартным ИППСУ и вырабатывать действительно персонализированный план оказания помощи. Таким образом, именно он помогает соединить всех специалистов в рамках работы со случаем.

Среди конкретных шагов, которые могли бы привести к ожидаемым изменениям, участники круглого стола также отметили:

– синергию, тандем госучреждений и НКО для идейной работы по формированию живой профессии;

– создание площадки для выработки общего профессионального языка и стандартизации компетенций нового специалиста;

– определение целевых групп, нуждающихся в услугах социальных координаторов, «портрета клиента»;

– системный подход по внедрению социальных координаторов в заведения, где разумно предполагается скопление наиболее уязвимых групп граждан;

–  создание региональных координационных центров.

Все эти шаги логичным образом приведут к тому, что социальный координатор как системообразующее звено соцпомощи получит необходимый статус и доступы, чтобы связать всех участников процесса заботы о людях пожилого возраста, неблагополучных семьях, паллиативных пациентах, людях с ментальными расстройствами и любых других групп, требующих поддержки.


 

Читайте также