Про участкового терапевта любят сочинять анекдоты. Вот один, очень популярный: поймал однажды участковый терапевт рыбку. Да не простую, а золотую. И взмолилась золотая рыбка:
– Отпусти меня, – говорит, – добрый доктор! Всё, что попросишь, – исполню!
Врач молвил ей в ответ:
– Обойди мой участок в рамках программы «Диспансеризация», составь планирование по месяцам вызова и осмотра диспансерной группы, выполни план по платным услугам, вакцинации от гриппа, собери все необходимые заявления, оформи акты обследования с подробным описанием каждого посещения, заполни журналы, паспорт участка, составь план работы по профилактике смертности в трудоспособном возрасте, профилактике ССЗ у мужчин после сорока, прими все необходимые профилактические меры всех видов онкологических заболеваний, продумай, как обеспечить комплектность к лечению каждого больного и доступное дополнительное обследование на бесплатной основе в течение десяти дней. Сделай всё это в первой половине каждого месяца. Не упусти из виду ведение электронных журналов и дневников. И не забывай при этом о качественном лечении и подготовке каждого пациента в рамках клинических протоколов отечественными и недорогими препаратами. А ещё про самообразование, инновационные технологии, исследовательские работы, обмен опытом, обучение на рабочем месте без отрыва от приёма, субботники, хоккеи и медосмотры… И про круглосуточную доступность для пациентов, этику и деонтологию не забудь, халат белоснежный, улыбку «чего изволите – всё сделаем»...
И ответила рыбка:
– Жарь!!!
Или вот ещё анекдот.
Попали в ад бизнесмен, президент и участковый терапевт поликлиники.
Президент спрашивает у чёрта:
– Можно позвонить, узнать, как там мой народ?
Чёрт разрешил.
Президент поговорил 5 минут, спрашивает:
– Сколько?
Чёрт:
–5000$!
Президент заплатил.
Бизнесмен:
– Я тоже хочу позвонить, как там мой бизнес.
Чёрт разрешил. Бизнесмен в 2 минуты уложился, спрашивает:
– Сколько?
Чёрт:
– 5 000 000$!
Заплатил.
Участковый терапевт поликлиники:
– Ну дай я позвоню?
Позвонил в поликлинику, где работал и... 24 часа: про участковых, про медсестёр, больных. Про жалобы на качество медпомощи. Про ОМС и ЕМИАС, про диспансерную группу, про отчёты по онкоскринингу и вакцинацию. Про линейный контроль и формы 30, про маломобильных и инвалидов и т/д. Закончил, спрашивает чёрта:
– Сколько?
Чёрт:
– Бесплатно…
Бизнесмен и президент:
– Почему?!
Чёрт:
– Из ада в ад внутри сети бесплатно!..
Как говорится, сказка – ложь, да в ней намёк…
История появления участкового врача-терапевта отсылает нас к известной системе организации здравоохранения Семашко. Участковый принцип работы был придуман и закреплён в ней, а участковый врач-терапевт был одним из основных участников первичного звена. Само слово участковый подчеркивает территориальный принцип работы терапевта. Когда за одним врачом закрепляется определённый участок городской или сельской территории или это могут быть работники какого-то предприятия, цеха и т.п. В обязанности участкового врача входит не только приём больных и вызовы на дом, диагностика и лечение заболеваний, направление к профильным специалистам, но и диспансерная работа (выделение групп больных и активное наблюдение за ними, проведение профилактических мероприятий), санитарно-просветительская работа, проведение школ здоровья, оздоровительных мероприятий, вакцинация и, конечно, ведение медицинской документации – начиная с паспорта участка и различных учётных форм и заканчивая всевозможными журналами. И всё это работало до тех пор, пока действительно соблюдался участковый принцип, а количество пациентов на участке соответствовало нормативам, а это 1700 человек взрослого населения на одного врача. Люди старшего поколения до сих пор с теплотой вспоминают своих участковых врачей, которые работали на участке по многу лет. Это были практически семейные отношения. Врачи знали своих больных, а больные – врачей. Однако время идёт, и этим пережиткам прошлого, увы, нет места в современном мире.
В некоторых городах и сёлах до сих пор сохраняется участковый принцип, если, конечно, там ещё есть врачи. В больших городах выполнение всех этих обязанностей, которые до сих пор прописаны в должностной инструкции участкового врача-терапевта, практически сведено к приёму больных, причём со всего района, а не только со своего участка. Основная проблема – нехватка кадров и, соответственно, переполненные участки. В некоторых городах с участковых терапевтов сняли вызовы на дом, отдав их отдельной службе вызова врача на дом. Участковые терапевты в этом случае принимают только в поликлинике или амбулатории, на дом выезжают другие врачи. Сказать, что это сильно облегчило участь терапевтов, нельзя, потому что приём часто продолжается 8 часов подряд с перерывом в 15 минут, а талончики выдаются через каждые 12 минут. То есть 5 человек в час по записи – это 40 человек, плюс те, кому срочно без записи, и те, кому только спросить. Иногда это и 60, и 80 человек. Многие ли это выдержат? А ведь ещё диспансерная группа, вакцинация и несметное количество журналов… Вот отсюда и анекдоты.
Сейчас очень мало вы встретите участковых терапевтов, которые работают на участке годами. Год-два, а больше люди не выдерживают. В Москве, например, участковым терапевтам поликлиник платят очень неплохие зарплаты. Многие врачи из регионов приезжают. Однако и они не выдерживают долго, уходят. Да и больным от этого мало проку. За 12 минут мало что может врач. Уж точно не как задумывалось у Семашко: вникнуть в проблему, составить план профилактических мероприятий, рассказать о здоровом образе жизни, назначить обследования и пригласить на повторный приём. Видимо, нужно что-то менять. Либо уходить от понятия «участковый терапевт», снимая с него часть обязанностей, либо чётко придерживаться участкового принципа и ограниченного количества населения на участке. И не забывать, что кроме приёма пациентов у участкового врача должно быть время на выполнение всех остальных должностных обязанностей. Тогда врач сможет и диспансерной группой заняться, и санпросветработой, и писать отчёты, и заполнять журналы. Но тенденция последних лет не вселяет надежды на улучшение. В погоне за доступностью запись открывается «все ко всем», всё рабочее время врач сидит на приёме, даже не имея возможности выйти на перерыв. А количество новых программ по борьбе с теми или иными заболеваниями только растёт, и все они ложатся на плечи участковых терапевтов. Что остаётся несчастным? Только читать анекдоты о себе...