Грязная бомба

Ожидания ядерного апокалипсиса вновь возвращаются в нашу жизнь. Но удастся ли российской дипломатии предотвратить провокацию с имитацией ядерного взрыва малой мощности? 

Грязная бомба. Фото: Министерство обороны РФ

Грязная бомба. Фото: Министерство обороны РФ

Классическая «грязная бомба» представляет собой контейнер с радиоактивными веществами и зарядом взрывчатого вещества. При подрыве заряда контейнер разрушается, и радиоактивное вещество распыляется ударной волной, создавая при этом радиоактивное загрязнение местности на больших территориях, а также может привести к возникновению лучевой болезни у людей.

В качестве радиоактивного вещества может быть использован, например, оксид урана, находящийся в составах отработавших тепловыделяющих элементов, которые хранятся в хранилищах отработанного ядерного топлива атомных электростанций. Кроме того, могут использоваться радиоактивные вещества – уран-235 и плутоний-239 из хранилищ отработанного ядерного топлива Чернобыльской АЭС.

И, как заявил начальник Войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России Игорь Кириллов, для создания такой «грязной бомбы» у Киева есть и  необходимая производственная база, и научный потенциал. На трёх действующих украинских АЭС – Южно-Украинской, Хмельницкой и Ровенской – в бассейнах отработанного ядерного топлива содержится до 1,5 тысяч тонн обогащённого урана.

Добавьте к этому хранилища радиоактивных отходов выведенной из эксплуатации Чернобыльской АЭС с ураном-235 и плутонием-239 – основными компонентами ядерного заряда. 

По данным российской разведки, президент Зеленский уже поручил работу над созданием «грязной бомбы»  двум организациям: Восточному горно-обогатительному комбинату, расположенному в городе Жёлтые Воды Днепропетровской области, а также киевскому Институту ядерных исследований. У этих же источников есть данные об участии Великобритании позволяет предположить, что речь идет не о классической «грязной бомбе», а о создании устройства, имитирующего ядерный взрыв малой мощности. Такие боеприпасы малой и сверхмалой мощности были разработаны и приняты на вооружение Советской Армии ещё в годы «холодной войны» – как для артиллерии, так и для частей специального назначения.

Для имитации такого заряда, как считают эксперты, необходимо не менее 20 тонн тротила – столько примерно влезет в обычный морской контейнер для сухогруза. И 40-60 килограммов радиоактивного вещества – например, урана-235 из хранилищ отработанного топлива. Детонатором взрыва вполне может быть использован стоящий ещё с советского времени на вооружении ВСУ имитатор ядерного взрыва ИУ-59, представляющий из себя бочку весом 205 кг, в которой находится специальная пиротехническая смесь имитирующая «гриб» атомного взрыва.  

Уран-235. Фото: общественное достояние
Уран-235. Фото: общественное достояние

Такая «бомба» может быть на обычной фуре доставлена в любую точку Украины, и там подорвана в нужный момент – например, в ходе очередного российского ракетного удара. Наблюдатели и журналисты увидят картину маслом – ядерный взрыв, грибовидное облако, а счетчики Гейгера покажут необходимый уровень  радиоактивного заражения.

Наличие радиоактивных изотопов в воздухе будет зафиксировано датчиками Международной системы мониторинга в Европе.

При этом только специальная экспертиза сможет установить, что найденные изотопы урана-235 не соответствуют оружейному урану. Но по опыту западных расследований прецедентов с химическими атаками в Сирии, очевидно, что оценки с высокой степени вероятности будут ангажированы. 

Целью подрыва такой «грязной бомбы» станет обвинение России в применении оружия массового уничтожения на Украине. Это должно представить Москву главным источником мирового зла в глазах той части мира, а посему дальнейший отказ от присоединения к западной коалиции против Москвы не может иметь оправдания. Россия окажется под невиданным прессингом обвинений и травли. 

Наконец, именно провокация с имитатором маломощного ядерного боеприпаса станет предлогом для конфискации замороженных на Западе активов России. Причём, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подтвердила, что конфискация активов Банка России является настоящей целью политики Брюсселя, но для этого необходима правовая база. Вероятный прецедент с радиоактивным взрывом может простимулировать этот процесс. 

Грибовидное облако после ядерного взрыва. Фото:  United States Department of Energy
Грибовидное облако после ядерного взрыва. Фото:  United States Department of Energy

Уже сейчас генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что «утверждения о том, что Киев может использовать “грязные бомбы”, абсурдны», но, надо признать, тема «грязной бомбы» стала ведущей в западных СМИ. И теперь уже нельзя взять и взорвать её – получится, что русские были правы, когда били в набат. 

Возникает вопрос: ну а что потом? 

Например, что будет, когда «табу» на применение атомного оружия будет уже де-факто снято, а сдерживающих мотивов у страны-изгоя не останется? 

* * *

Были ли случаи применения «грязных бомб» в истории?

2002 

В Грузии у контрабандистов были найдены ядерные батареи, служившие когда-то блоками питания советского радиоретранслятора, который находился на труднодоступной горной вершине в Грузии. Батареи планировалось продать чеченским боевикам для изготовления «грязной бомбы».

2003

Заместитель директора мурманского ФГУП «Атомфлот» Александр Тюляков был арестован в ходе совместной операции УВД и УФСБ Мурманской области при попытке продать радиоактивное вещество террористам. 

2007

В британской прессе появились выдержки из доклада контрразведки МИ-5, в котором утверждается, что «Аль-Каида» (запрещена в РФ) готовится осуществить в Европе ядерный теракт. Для этого, как считают спецслужбы, террористы используют более 40 кг соединений урана, хранившихся в лабораториях университета Мосула в Ираке. В МАГАТЭ заявили, что похищенное вещество не представляет серьезной угрозы, так как не является оружейным ураном. 

2016

Расследование недавних терактов в Бельгии подтвердило: сторонники ИГИЛ (запрещена в РФ) пытались получить доступ к ядерным объектам. Выяснилось, что террористы следили за главой бельгийской программы ядерных исследований и убили сотрудника службы безопасности бельгийской АЭС «Тианж» с целью использовать его пропуск.

Читайте также