Например, недавно представители турецких туристических компаний посетили Мурманскую область, чтобы оценить её перспективы с точки зрения привлекательности для граждан. По словам заместителя главы региона Ольги Кузнецовой, гости осмотрели основные достопримечательности и ознакомились с туристской инфраструктурой в Кировске, районе Ловозера, Териберке и Мурманске. И якобы остались крайне воодушевлены.
Неужели жители страны – лидера туриндустрии (по прогнозам, в следующем году в Турции ждут 50 миллионов туристов), где четыре тёплых моря, непревзойдённый сервис и инфраструктура, рванут отдыхать за Полярный круг, в холодный депрессивный регион, ещё и окружённый закрытыми военными зонами, куда иностранцам въезд запрещён? Звучит, конечно, как оксюморон, но если знать немного турок, то эта идея не выглядит такой уж странной. По-крайней мере теоретически.
Дело в том, что турецкие граждане, особенно образованные (ну а всё-таки путешествуют люди, открытые знаниям), в подавляющем большинстве очень любят и уважают Россию. С их точки зрения, всё здесь проникнуто великой культурой и лучшим в мире образованием, даже бесчинства российских пакетных туристов, о которых у нас слагаются легенды, не убедили их в обратном.
Априори всё, что связано с нашей страной, вызывает огромный интерес, и если провести на улице опрос: куда бы вы поехали, если бы была возможность, – уверена, очень многие не раздумывая назвали бы РФ.
В Москву – потому что тут могила главного поэта турецкой интеллигенции Назыма Хикмета. В Санкт-Петербург, потому что «Преступление и наказание» – настольная книга всякого порядочного турецкого гражданина и гражданки. Значительная часть турецкой интеллигенции называет себя коммунистами (в хорошем смысле), они конечно бы посетили крейсер «Аврору» и даже Мавзолей – ещё и потому, что многие даже не догадываются, что там под стеклом лежит мумия, и думают, что это обычный мемориальный акрополь, как у Ататюрка в Анкаре. По этой же причине атомный ледокол «Ленин» который, по словам вице-губернатора, показался турецким туроператорам весьма перспективным, действительно имеет все шансы.
Привлекает турок и зима, и снег, и прочие северные радости. Естественно, многие ненавидят жару и, как русские едут погреться в 40-градусную жару в Турцию, так и турки с удовольствием отдохнут от неё в 30-градусный мороз. Поэтому в нормальное время перспективы у Мурманской области были бы весьма неплохими.
Вообще до пандемии этот регион пользовался популярностью у иностранных туристов. Больше всего туда ехали китайцы: в какой-то момент у них вошло в моду поверье, что дети, которые были зачаты под северным сиянием, будут умны и успешны. А сияние на Кольском полуострове обходилось в разы дешевле, чем в Норвегии. У турок пока такой моды нет, но хаски-парк «Ловозеро» с оленями и собачками, который якобы приглянулся туроператорам, вполне может увлечь. Животных турки любят.
Посёлок Териберка, который тоже попал в топ у турецких гостей, стал пользоваться большой популярностью у туристов в том числе из-за фильма «Левиафан». До пандемии тут, на краю света, началась такая активность, что местные жители даже стали скучать по тихим временам, когда ничто не мешало им красиво погружаться в небытие. Конечно, в Териберку туристов привлекают не только депрессивно-живописные развалины и кладбище кораблей. Здесь уникальная природа, киты, «драконьи яйца», водопад и старейшая обсерватория. Но как раз турки если и поедут сюда, то именно по следам фильма Звягинцева. Будете удивлены, но есть в этом мире страна, где считают наше кино великим. Как-то я записалась в летнюю киношколу в Турции, там ведущие киноведы рассказывали студентам о том, как в противовес Голливуду, превратившему кино в бизнес, развивался советский кинематограф, в основе которого лежала идея, талант, искусство. Конечно, большинство простых турецких зрителей всё-таки предпочитают голливудские фильмы Звягинцеву, но и на показы российского кино всегда очереди. А «Левиафан» так и вовсе шёл в прокате.
Для многих прозвучит неожиданно, но средний гражданин турецкой республики куда более активен и смел – точнее, бесшабашен, – чем средний россиянин. На наше знаменитое «авось» у них есть ещё более мощное «биршей олмаз», то есть «ничего не произойдёт». И если наши туристы отличаются тем, что умеют отдохнуть при любых обстоятельствах (пусть вокруг пожары, наводнение, военный переворот или извержение вулкана), то турецкого туриста тоже не испугать какими-то там снежными бурями, отсутствием дорог и туристической инфраструктуры. Это же путешествие в страну мечты.
В нормальной жизни так и было бы (другое дело, что до этого российская туриндустрия как-то не слишком привечала турецких туристов, да и вообще официальное отношение РФ к Турецкой Республике в последние годы было, мягко говоря, неровным. Напомню, что турецким гражданам для въезда в Россию по-прежнему нужна виза). Но сегодня вряд ли туркам до отдыха. С их точки зрения, уже восемь месяцев идёт война, и это видится им катастрофой. Она оказывает огромное влияние на жизнь в Турции (в отличие, видимо, от Мурманской области) – хотя бы потому, что сотни тысяч россиян приехали сейчас в республику. И это вовсе не туристы. В стране серьёзный экономический кризис, инфляция, неясные перспективы. То ли дело в Заполярье: 2023 год объявлен в Мурманской области Годом активного туризма. Власти региона полны энтузиазма и намерены увеличить годовой турпоток до 1 млн туристов, «привлекая их экологическим, экстремальным, гастрономическим, культурным и событийным туризмом». Как бы сказали турки: «машалла», то есть дай бог каждому.