Конституционные колебания

Интервью с юристом Ольгой Кряжковой о том, что конституционные изменения уже происходят

Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного Президента РФ Бориса Ельцина. Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости

Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного Президента РФ Бориса Ельцина. Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости

2022 год привнёс немало изменений. С трудом можно найти того, кто опишет этот год как стабильный для мира в целом и в особенности для России. 

«Стол» уже выяснял у главного редактора журнала «Закон» Александра Верещагина, почему у русского народа тяжело складываются отношения с Конституцией, и пытался понять, могут ли колебания в стране привести к конституционным изменениям, тем более что опыт конституционных поправок мы пережили недавно – в 2020 году. 

Рассуждаем с правоведом, конституционалистом, кандидатом юридических наук Ольгой Кряжковой о том, есть ли вероятность новых конституционных изменений, и о том, как они на самом деле уже происходят.  

– Начать стоит с того, что в истории России конституций было достаточно. Сразу после царской России была принята Конституция РСФСР 1918 года, потом образовался Советский Союз, и за период его существования было принято три союзные конституции. Зачем вообще нужны новые форматы документов и когда, как правило, они принимаются? 

– Новые конституции появлялись по мере того, как менялось государство. Если говорить о советском периоде, то каждый последующий документ отражал новый этап его существования. Официально Конституция СССР 1936 года фиксировала процесс построения социализма, а Конституция 1977 года исходила из того, что в СССР уже есть развитое социалистическое общество как закономерный этап на пути к коммунизму. Отчасти это имеет символическое значение: так конституция презентует страну на международной арене и внутри. Она представляет собой краткий конспект происходящих изменений. 

– Текущая Конституция принята в 1993 году, однако существует мнение, что писалась она наскоро, оттого весьма не идеальна, это правда?  

– Про скорость не совсем правда. Разработка проекта конституции началась в Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 году. Комиссия работала над предложениями три года. Ключевой вопрос любой конституции – это вопрос о том, как будет устроена власть. Вышло так, что представления об устройстве власти в проекте Конституционной комиссии разошлись с представлениями президента. Президент в 1993 году созвал Конституционное совещание и предложил участникам обсудить совсем другой проект конституции. Конституционное совещание, в котором приняло участие около 800 человек, функционировало 4 месяца. Но в итоге в конституции, которую мы имеем, были учтены оба проекта. 

В какой-то части нормы конституции получились противоречивыми, да. Например, в ней есть положение о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, в то время как власть президента  не вписывалась в эту структуру и вообще оказалась гипертрофированной. И изначально заложенная в Конституцию гипертрофированная роль президента на текущем этапе, наверное, достигла своего максимума. 

– Некоторые главы сделали неизменяемыми. Менять их – означает созывать референдум и принимать новый основной закон. Почему пошли таким путём и что это даёт? 

Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

– Сейчас часть положений Конституции остаётся сверхжёсткой, и это хорошо. При разработке документа это был принципиальный момент. Нельзя изменить самые важные главы Конституции – основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и порядок внесения поправок в Конституцию. Например, в статье 13 написано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Это неизменяемая статья. И когда политики рассуждают о том, что нужна государственная идеология, перешагнуть через эту конституционную рамку невозможно. А инициирование и принятие новой конституции – всегда большой политический вызов.  

Можно изменить технические положения – например, федеративное устройство, организацию власти. Используя слово «технические», я не имею в виду, что они не важны – они весьма конкретны и поэтому более чем важны. Тут мы как раз и наблюдаем корректировки. 

Поправки 2020 года были внесены в техническую часть Конституции, хотя часть из них по своему содержанию относится больше к неизменяемым главам. Объясняется это только тем, что принимать новый документ не стали по политическим соображениям, однако всё-таки пожелали закрепить в нём нечто принципиальное. И, кстати, теперь от этого Конституция стала ещё более противоречивой.

Например, правки про веру в Бога теперь соседствуют с положением о том, что Россия – светское государство. Это же новое противоречие?  

– Да, это одно из новых противоречий. 

А что изменилось кардинально в реальной жизни после этих правок? 

– В глобальном плане поправки дают возможность нынешнему президенту занимать свой пост до 2036 года, но осуществится ли это – мы поймём в 2024 году. Тогда и можно будет сказать, привели ли поправки к кардинальным изменениям на практике или нет. 

Некоторые текущие принятые законы фактически основываются на положениях, внесенных в Конституцию недавно. Например, закон о тотальном запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений коррелирует с изменением в Конституцию, что брак – это союз мужчины и женщины. Эти законы могли бы существовать и без конституционных поправок? 

Регистрация браков 31 декабря во Дворце бракосочетания №4 на севере столицы. Фото: Сандурская Софья / АГН «Москва»
Регистрация браков 31 декабря во Дворце бракосочетания №4 на севере столицы. Фото: Сандурская Софья / АГН «Москва»

– Прямой связи этих законов с поправками я не вижу. Например, запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних был введён около 10 лет назад – гораздо раньше поправок. Конституционный суд тогда признал его соответствующим Конституции. По-моему, вообще сложно увязать конкретное определение брака с этим запретом. 

Конституционный суд может вообще толковать те самые неизменяемые жёсткие нормы Конституции, как бы изменяя тем самым положение дел? 

– Вполне может быть. И более того, некоторые изменения в Конституции были как раз основаны на решениях Конституционного суда. Так, например, родился термин «публичная власть», да и идея про защиту брака как союза только мужчины и женщины на уровне Конституции тоже проистекала из решений Конституционного суда. 

Роль Конституционного суда весома. Он может сказать, какое из законодательных положений согласуется с Конституцией, а какое – нет. Новые идеи, как мы видим, он подавать тоже может. 

Что послужило основанием того, что конституционный судья теперь не может публиковать своё особое мнение при вынесении Конституционным судом решений? 

– Запрет на публичное выражение судьёй своего особого мнения – это достаточно грубый инструмент, с помощью которого создаётся впечатление о единомыслии при принятии решений Конституционного суда. Несмотря на то что юридических последствий особое мнение не влечёт, в нашей стране они существовали всегда, и это имело важное символическое значение. Даже председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин писал их, когда был обычным судьёй в составе Конституционного суда. 

Существует мнение, что триггером, спровоцировавшим запрет на публикацию особых мнений, послужило мнение судьи К. Арановского к постановлению 2019 года по делу о потомках жертв политических репрессий, в котором он выразил несогласие с тем, что Россия – правопреемница СССР во всех аспектах. 

Сейчас правопреемственная роль России от СССР закреплена в Конституции следовательно, теперь приняли то, против чего Арановский высказался. Зачем это положение внесли? 

– Это положение идеологического свойства. Возможно, на эту тему будут писать диссертации, научные работы. Если этот тезис войдёт в академический оборот, то он нормализуется не только в Конституции, но и в обществе. 

В условиях выхода страны из международных институтов насколько остаётся актуальной норма Конституции о наличии и даже приоритете в системе страны норм международного права? 

– Всё же эти нормы имеют значение. Не со всеми международными институциями Россия прервала отношения. Международный пакт о гражданских и политических правах даёт право обращаться с жалобами в Комитет ООН по правам человека. Остаются доступными договорные комитеты – например, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Тоненькую ниточку связи с международным механизмами защиты прав мы не утратили, хотя по сравнению с Европейским судом по правам человека те, что остались в нашем распоряжении, не такие сильные. 

Европейский суд по правам человека оказал влияние на российское законодательство. Например, гуманизация положения заключённых в стране – это заслуга в том числе ЕСПЧ. 

Что должно произойти, чтобы в России была принята новая Конституция? 

– Серьёзные политические изменения, при этом в любую сторону – как либеральную, так и консервативную. Причём это может быть опять внесение поправок в действующую Конституцию или принятие нового основного закона. 

Если существенных сдвигов на политическом поле не будет, то Конституция останется неизменной ещё на какое-то время.

 

 

Читайте также