Первое, что нужно знать о деле Виктора Бута: «оружейным бароном» и «самым опасным международным торговцем оружием» Бута сделали американцы. Вообще-то в операции, разработанной ЦРУ, самому Буту назначалось второстепенное место, а на скамье подсудимых должны были оказаться другие люди. Но Виктор Бут не дал американцам показаний даже на старшего брата Сергея и на своего финансового директора, американца по происхождению.
Американцы были в ярости. И решили сделать «оружейного барона» из самого Виктора. Дескать, он и был нашей главной целью.
Второй момент: транспортная империя Бута всегда была семейным предприятием братьев Сергея и Виктора. Причём именно старший – Сергей – был локомотивом компании, которая имела в разных странах мира несколько десятков названий. Младший же – Виктор – был лицом фирмы: именно он проводил деловые переговоры. За это, видимо, он и поплатился.
* * *
Итак, братья Сергей и Виктор Буты родились в столице Таджикской ССР – городе Душанбе. Сергей – в 1962 году, Виктор – в 1967-м.
Росли они в самой простой семье. Отец работал водителем, а мама – Раиса Кузьминична – бухгалтером в районной библиотеке. Женщина оказалась в Таджикской ССР в 1950-е годы, когда её родители переехали в нетронутый войной Сталинабад (ныне Душанбе) в поисках лучшей жизни и нового дома.
Как вспоминал Сергей, ответственность за воспитание младшего брата часто ложилась на его плечи. «Я сам отводил Виктора в садик, потом забирал обратно, кормил, ну и, само собой, нередко наказывал его за какие-то провинности, но и был всегда его защитником», – рассказывает он.
Братья учились в душанбинской школе № 1 имени Пушкина. Родственники вспоминают, что они росли обычными общительными ребятами. Уже в школьном возрасте Сергей легко находил контакт и со сверстниками, и с людьми старше себя, став секретарём школьного комитета комсомола. Зато Виктор зарекомендовал себя как полиглот: с детства он разговаривал по-узбекски и по-таджикски, потом освоил дари и фарси, легко изучал в школе английский и эсперанто. В будущем Виктор освоил ещё восемь языков, включая некоторые диалекты народов Африки.
После школы Виктор собрался поступать в МГИМО, но провалил экзамены. После армии он в 1987 году поступил в Военный Краснознаменный институт Министерства обороны СССР на факультет военных переводчиков. В те годы это была настоящая кузница кадров для военной разведки – Главного управления Генштаба ВС РФ (в прошлом – ГРУ). Ещё во время учёбы Виктор немало поездил по командировкам – работал переводчиком в Анголе, Мозамбике и других странах Африки.
Сам Бут утверждает, что он уволился из Вооружённых Сил РФ в 1992-м в звании простого лейтенанта.
Оказавшись на гражданке, Бут начал работать переводчиком в центре грузовых авиаперевозок «Аэрофлота». Но затем его карьера делает резкий разворот: за бесценок – всего за 120 тысяч долларов – братья Сергей и Виктор купили в личную собственность подержанный грузовой самолёт Ил-76.
Интересно, что до сих пор никто не знает, где Буты взяли такие деньги. Всё-таки в 1991 году за 120 тысяч долларов можно было бы купить десяток приличных квартир в центре Москвы. Но ни Сергей, ни Виктор Бут никогда не делились подробностями своей жизни периода первоначального накопления капитала, неизменно повторяя, что «достать деньги никогда не было проблемой».
Впрочем, в 90-е годы купить подержанный самолёт действительно не было проблемой – но как источник лома. Купить же работающий самолёт и продолжать его эксплуатировать, получить «прописку» на российских аэродромах – для частников без государственной «крыши» это было решительно невозможно.
* * *
Первое предприятие Бутов IRBIS имело «прописку» в Алма-Ате, хотя официально занималось поставками в страны Персидского залива, Нигерию и южноафриканские республики.
В частности, на своём первом самолёте Буты перевозили цветы. Купленный за два доллара в ЮАР букет гладиолусов летел в Арабские Эмираты, где его продавали уже за сотню. Куда там наркотрафику и торговле оружием по доходности до этого бизнеса!
Неудивительно, что начало 90-х стало временем расцвета семейного предприятия. Через несколько лет Сергей и Виктор уже владели весьма приличной авиакомпанией, которая насчитывала два десятка собственных «Илов». Ещё десяток самолётов были в аренде.
Штаб-квартира компании располагалась в Эмиратах, в аэропорте Шарджи.
Разумеется, самолёты Бутов помимо цветов возили ещё мясо, мебель, хозяйственные товары – словом, все товары, обещавшие хорошие деньги.
Например, компания построила в Южной Африке холодильную установку для заморозки и хранения цыплят, которые в Йоханнесбурге стоили чуть более 1 доллара за килограмм. Зато в Центральной Африке курятина шла уже по 10–20 долларов за килограмм.
* * *
В том числе Буты занимались и перевозкой оружия.
– Вы торговали оружием? – позже допытывались у Виктора американские следователи.
– Я перевозил оружие, но перевозил его как груз.
Виктор Бут, декабрь 2022 года. Фото: ФСБ РоссииПервый его известный заказ: 1992 год, вооружение для Северного альянса, воюющего с талибами. Засветился Бут и в печально знаменитой сделке, когда президент Афганистана Бурхануддин Раббани купил в Албании партию оружия. Но истребитель движения «Талибан» заставил экипаж под командованием лётчика Владимира Шарпатова посадить Ил-76 с грузом оружия в кандагарском аэропорту. В итоге груз достался боевикам, лётчиков взяли в заложники, а история их побега экранизирована в фильме «Кандагар».
Среди клиентов компании был и «Рособоронэкспорт», заключивший контракт на доставку в Малайзию партии самолётов-истребителей МиГ-29, и Пентагон, использовавший самолёты Бутов для перевозки грузов для американских военных баз в странах Ближнего Востока и Африки.
В 1997 году компания Бутов появилась и в США, где была открыта авиакомпания Metavia Airlines. Также в штате Техас Буты открыли компанию San Air General Trading FZE LLC, а затем зарегистрировали и американское отделение фирмы Airbus Transportation, владельцем которой, как сообщали американские масс-медиа, также был Сергей Бут.
Журналисты Дуглас Фара и Стивен Браун в своей книге «Продавец смерти» писали: «Вскоре он (Виктор Бут) построил огромную транспортную компанию. У него были компании и офисы в Анголе, Бельгии, Болгарии, Швейцарии, Техасе, Конго, Руанде, Гамбии, Либерии, Сьерра-Леоне, Южной Африке, Казахстане, ОАЭ – и никто при этом не знал, кто он такой. Самолёты Бут регистрировал на родственников и друзей. Если один из его бортов попадал в зону внимания властей, Бут звонил своему британскому коллеге, и тот за несколько часов менял бортовые номера и перекрашивал корпус. Бизнес Бута был таким же запутанным, как лабиринт.
“Даже в самые удачные годы другие торговцы оружием не могли повлиять на исход войны. Они довольствовались всякой мелочью. Но не Бут – Бут мог строить и разрушать целые страны”, – так описывали его силовики».
* * *
В 1999 году Виктор Бут впервые попал под прицел американских спецслужб.
Журналист Питер Ландесман из The New York Times ещё в 2003 году писал: «Летом 1999 года, столкнувшись с многочисленными конфликтами в Западной и Центральной Африке, Совет национальной безопасности США санкционировал электронное наблюдение за лидерами правительств и вооружённой оппозиции в таких странах, как северо-восточное Конго, Либерия и Сьерра-Леоне. Каждое утро чиновники СНБ сопоставляли расшифровки подслушанных телефонных разговоров с американскими спутниковыми снимками и полевыми отчетами британских шпионов на местах. Документация была массивной, без явных закономерностей, пока наконец проницательные аналитики не заметили, что у каждого конфликта есть что-то общее: Виктор Бут.
Имя всплывало в различных вариантах и всегда в одном из трёх контекстов: самолёты, транспортировка алмазов или поставки оружия. Гейл Смит, главный африканист СНБ, чьи сотрудники раскрыли связь с Бутом, отправила сообщение по электронной почте своим коллегам по СНБ: “Кто этот парень? Обратите на это пристальное внимание. Он повсюду”.
Ответ дал авиационный эксперт ЦРУ из Лэнгли, который появился в Белом доме с секретными фотографиями, сделанными на различных взлётно-посадочных полосах в африканских джунглях, где были видны “Ильюшины” – российские грузовые самолёты, построенные для посадки практически на любую поверхность. На снимках африканские солдаты неправительственных сил разгружают ящики с оружием, которые привёз молодой Виктор Бут. Представитель Белого дома заявил, что происхождение оружия было отслежено до Бута, а дальше – мрак и неизвестность…
– Если бы он торговал легальными товарами, его считали бы одним из величайших бизнесменов мира, – сказал аналитик. – Он очаровательный, но разрушительный персонаж. Мы пытались принести мир, а Бут принёс войну…»
Оцените последний пассаж: они, видите ли, пытались принести мир.
Напомним, что к 1999 году ещё не был рассекречен доклад о расследовании тайной сделки «Иран-Контрас»: ЦРУ в обход всех американских санкций продавало в Иран передовые образцы американского оружия, а на вырученные деньги покупало советское оружие для отрядов «контрас» в Никарагуа. Расследование торговых операций ЦРУ ещё не было завершено, как президент Джордж Буш-старший подписал указ о помиловании участников дела.
В начале 90-х ЦРУ было замешано в скандале с поставками оружия в центральноафриканское государство Руанда, где позже руководящая элита из племени хуту устроило настоящий геноцид племени тутси. В ходе массовой резни с применением авиации и бронетехники погибло до 1 миллиона человек, более 40 процентов населения страны были убиты или бежали за границу.
Также в Руанду в самый разгар геноцида поставляли оружие компании из Франции, Израиля и Британии. Оформление платежей шло через Национальный банк Парижа, швейцарские и лондонские банки.
Как же отреагировали на всплывшую в ходе расследования ООН информацию официальные лица? Да никак. Лишь министр иностранных дел Великобритании по запросу спецкомиссии ООН сподобился на ответ, что поставки оружия запрещённым режимам компанией Mil-Tec, зарегистрированной на территории Британии, выходят за пределы юрисдикции Соединённого Королевства. И согласился, что в контроле за оборотом оружия были «некоторые упущения».
Так что западным политикам просто было выгодно свалить на русского «оружейного барона» ответственность за все войны на Африканском континенте.
* * *
В 2000 году поиском Бута занялся и Интерпол. Выяснилось, что ордер на арест Бута выдали власти Бельгии – но вовсе не за торговлю оружием, а за контрабанду алмазов и поддержку режима либерийского диктатора Чарльза Тейлора, который поставлял повстанцам Революционного объединённого фронта (RUF) в Сьерра-Леоне оружие в обмен на алмазы, которыми богата эта беднейшая страна мира. Повстанцам удалось взять под контроль месторождения алмазов, однако из-за международных санкций они не могли легально торговать драгоценными камнями.
При чём здесь Бельгия?
Именно через бельгийский город Антверпен проходит 80% неогранённых и 50% обработанных алмазов в мире. Такой большой оборот обусловлен тем, что в Антверпене устанавливается цена на драгоценные кристаллы – здесь находятся крупнейшие алмазные биржи. И практически все 100 процентов камней из Сьерра-Леоне принадлежали бельгийским дельцам, которые вывозили алмазы по цене угля.
Так что вся вина партизан RUF и Чарльза Тейлора состояла в том, что они попытались вырвать страну из-под контроля европейских колонизаторов. В ответ бельгийцы вооружили отряды оппозиции и перекрыли все каналы экспорта алмазов. Одним из таких каналов и была компания Бутов.
Уже к 2003 году Чарльз Тейлор покинул Либерию и бежал в Нигерию, где прожил до 2006 года.
С января 2006 года на экс-диктатора начали настоящую охоту: Интерпол выписал ордер на его арест, конгресс США назначил награду 2 млн долларов за его поимку. Вскоре его поймали на границе с Либерией и переправили в Гаагу – Тейлор стал первым африканским президентом, представшим перед международным правосудием. Специальный суд по Сьерра-Леоне приговорил его к 50 годам тюремного заключения, признав виновным по всем 11 пунктам обвинения.
После приговора ООН ввела персональные санкции и против Виктора Бута, который тому времени свернул большую часть бизнеса в Америке и в Африке и переехал жить в Москву.
* * *
В 2007 году к поискам Бута подключилось и ЦРУ. Но вовсе не из-африканских дел, нет, американцы рассматривали Виктора Бута как источник информации о Игоре Сечине, который ныне занимает кресло председателя совета директоров компании «Роснефть», а в те годы трудился на посту заместителя руководителя администрации президента и считался одним из самых таинственных чиновников в команде Путина. В частности, в одной из слитых «Викиликс» телеграмм из посольства США, Сечина называют настолько темной личностью, что он, быть может, и не существует вовсе, являясь своего рода городской легендой, страшилищем, выдуманным Кремлем и призванным внушать страх.
Главный исполнительный директор, председатель правления ПАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин. Фото: Глеб Щелкунов / КоммерсантъНо вскоре все скептики убедились в реальности Сечина – в тот год крупнейшая российская нефтяная компания «ЮКОС» перестала существовать, а ее активы перешли к компании «Роснефть», которую тогда возглавил Сечин.
Расчет американцев был прост: наверняка Бут знал Сечина, с которым они вместе могли пересекаться зимой во время командировок в Мозамбик и в Анголу. И наверняка он даст показания, чтобы не ехать самому
* * *
Разработка Бута началась с ареста предпринимателя Эндрю Смуляна, бизнес-партнера Виктора Бута. Его агенты Управления по борьбе с наркотиками DEA (сами агенты ЦРУ официально в расследовании не принимали участия) взяли в пляжном баре отеля Hilton на острове Кюрасао в январе 2008 года.
Согласно плану, разработанному DEA в октябре 2007 года, агенты Карлос и Рикардо, выдававший себя за одного из высокопоставленных полевых командиров колумбийской повстанческой группировки FARC, должны были через выйти на Виктора Бута и предложить продать повстанцам крупную партию оружия.
И для организации встречи Эндрю Смулян отправился в Москву.
Причём Бут подозревал, что колумбийские партизаны какие-то не такие. Во время одной из встреч в Москве Виктор Бут достал фотографии всех руководителей FARC и попросил показать ему Рикардо. Его изображение так и не нашлось, но тем не менее бизнесмен попросил передать, что «готов помочь».
Главной проблемой для DEA оставалась личная встреча с Виктором Бутом. Согласно американскому законодательству, обвинение в «заговоре с целью совершения преступления» может быть предъявлено только после того, как подозреваемый не только выразил готовность совершить противозаконное деяние, но и сделал для этого некие конкретные шаги. Например, решил сам встретиться с агентами для обсуждения дальнейших действий.
В феврале 2008 года Карлос и Рикардо вместе с Эндрю Смуляном провели 15 дней в Бухаресте, ожидая приезда Виктора Бута. В качестве «наживки» агенты привезли с собой 5 миллионов наличными.
Позже сам Бут объяснил на следствии, что на самом деле у него не было ни оружия, ни интереса к наркотикам. В то время он искал покупателей на два старых самолета. Агенты тут же смекнули что к чему, и предложили купить самолеты, но только в том случае, если они будут загружены русским ракетами. Бут долго не хотел заключать сделки, но потом под нажимом партнеров согласился – в конце концов, он хотел просто продать самолеты, а затем как-нибудь «на авось» соскочить с оружейной темы. Дескать, что-то в Кремле не срослось, и ракет пока нет.
Во время встречи Карлос еще раз повторил, что FARC «остро нуждается» в оружии для борьбы с американцами – запись этих слов была нужна для того, чтобы обвинить Бута в подготовке убийств американцев.
– Давайте начнём войну против гринго! – заявил тот в ответ.
Вскоре после этого, по версии следствия, Бут позвонил своему давнему бизнес-партнеру, владельцу болгарской фирмы KAS Engineering Петру Мирчеву, который согласился продать колумбийцам 100 ракет для ПЗРК «Игла».
Уже на процессе Виктор Бут заявил, что этот звонок был обычным блефом.
– Да, он предлагал им купить беспилотники и зенитные установки, – объяснил его адвокат Альберт Даян. – Но что ему еще оставалось делать? Покупатели спрашивают: а что еще ты можешь предложить? Он бы выглядел глупо, если бы просто промолчал.
По версии адвоката, господин Бут заранее спланировал «стратегию отступления» и именно поэтому в разговорах с боевиками упоминал, что «может договориться с министром обороны европейской страны» и даже получить официального сопровождающего для доставки груза.
– Он бы отдал им самолеты, получил бы свои деньги, а потом сказал бы: простите, ребята, я пытался, но у меня не получилось, – объяснил тактику бизнесмена адвокат. – Не смог помочь министр обороны, не приехал сопровождающий, еще что-нибудь случилось.
Но случилось другое: 6 марта 2008 года Виктора Бута арестовали в бангкокском отеле Sofitel.
Тут же власти США выдвинули против него официальные обвинения в незаконной торговле оружием, заговоре с целью убийства американских граждан и оказании материальной помощи террористам.
* * *
Но Бут не пошел на сделку со следствием, хотя ему не раз предлагали дать нужные показания в обмен на смягчение приговора.
В итоге в ярости ему дали по максимуму – 25 лет лишения свободы.
Причем, когда в подготовке к процессу всплыли факты, что арест бизнесмена стал итогом провокации спецслужб, а сам Виктор Бут не продал агентам абсолютно ничего, ЦРУ направила все усилия на дискредитацию Бута. Была написана фальшивая биография «Оружейного барона», говорили что фильм «Оружейный барон» с Николасом Кейджем в главной роли, снятый еще до ареста Бута, это якобы экранизация биографии Бута, что является полной чепухой.
Кадр из фильма «Оружейный барон». Фото: Ascendant PicturesТем не менее, многие присяжные потом признавались, что проголосовали за обвинительный приговор под влиянием этого кино – видимо, они даже не удосужились ознакомиться с биографией человека, которого они судили. А в тюремном досье Бута его родители были указаны под фамилией «Орловых» – как и герои фильма.
Бут не стал исправлять ошибки. Зачем?
