Массовая культура времён Первой мировой войны известна сейчас сравнительно мало, но именно в ней нужно искать истоки той внешнеполитической мифологии, с которой мы сейчас живём. Мы привыкли думать, что лозунг «Всё для армии, всё для победы» родился в Великую Отечественную войну, а «медвежий оскал» России – атавизм времён холодной войны. Между тем и то и другое используется в массовой пропаганде уже более 100 лет.
Пропаганда как явление и карикатура как её инструмент известны с древнейших времён.
Сохранились, например, граффити с карикатурами на христиан, которые рисовали язычники-римляне. Христианство в Римской империи считалось поначалу опасным учением, и его важно было дискредитировать.
Но средством массовой агитации в древности карикатура не являлась.
Первым, кто оценил, каким грозным оружием может быть сатирическая графика, растиражированная на печатном станке, был инициатор Реформации Мартин Лютер. Он издавал достаточно грубые карикатуры на католиков, где папа неизменно изображался антихристом.
Папский двор не остался в долгу и вскоре наладил выпуск сатирических гравюр, направленных против протестантов. Самая известная из них – карикатура на Мартина Лютера «Чёртова волынка». В следующие столетия карикатуристы активно использовали этот образ, меняя Лютера на других персонажей. Например, в годы Первой мировой войны «волынкой» был последний германский император Вильгельм II.
Современная карикатура имеет ещё один источник, это так называемые «нагруженные портретики» (immagini caricati) итальянского художника Аннибале Карраччи (XVI–XVII вв.). Он увеличивал особенности и недостатки лица человека, достигая тем самым комического эффекта. Термин «карикатура» появляется в XVII в. применительно именно к творчеству Карраччи.
В военной пропаганде карикатура используется уже в Новое время. В первую Тридцатилетнюю войну (1618–1648 гг.) распространялись, например, карикатуры на шведскую армию, на которых солдаты были изображены варварами и демонами.
Но только в Первую мировую войну получает признание идея, что воздействие на умы людей – не менее важный фактор победы, чем экономическое благополучие и техническое оснащение. Во всех странах-участницах вводится жёсткая цензура, правительства оплачивают труд художников, рисующих пропагандистские плакаты, которые затем издаются большими тиражами.
Карикатура была призвана возбудить ненависть к врагу и подтолкнуть человека к действию. Ненависть – важный инструмент и для формирования национальной идентичности: она сближает, усиливает чувство внутригрупповой солидарности.
Карикатура не только провоцировала агрессию, но и нейтрализовала страх. Росли тиражи сатирических журналов, карикатуры печатались и на почтовых открытках, и на агитационных листовках, которые сбрасывали с аэропланов.
Создавая позитивный образ «своих» (соотечественников и союзников по блоку), пропаганда безжалостна к противнику. Врага представляют монстром, наделяют сатанинскими качествами.
Самый популярный персонаж антинемецких карикатур – император Вильгельм II, в странах Антанты его считали главным виновником конфликта. Кроме традиционного для врага образа антихриста и «чёртовой волынки», позаимствованной у католиков, Вильгельма изображали петухом, бешеным псом, сумасшедшим, Наполеоном, колбасником (бытовавшее представление о немцах), иногда со свиным рылом. Две обязательные черты, по которым Вильгельма всегда можно узнать, – это остроконечный шлем и характерные преувеличенные усы.
Популярный сюжет «Вильгельм в сумасшедшем доме». Здесь ему поставлен диагноз: мания величия (он хочет завоевать весь мир). За стенами сумасшедшего дома стоят союзники: Россия, Франция, Англия.
Распространённый образ Вильгельма – Наполеон-неудачник, всегда в мрачном виде. Почему Наполеон? В России эту войну поначалу воспринимали как Вторую отечественную. Вильгельм – новый Наполеон, его мы тоже победим. В Великую Отечественную войну в образе Наполеона изображали и Гитлера.
Эта карикатура нарисована после Брусиловского прорыва и посвящена вступлению в войну Румынии на стороне Антанты. Изображены члены Четверного союза. Вильгельм – самый крупный, он узнаваем по усам и шапке. Справа от него – царь Болгарии Фердинанд Кобургский – главный персонаж антиболгарских карикатур в России. У него была кличка Фердинус. На карикатурах обыгрывались особенности его физиономии, при этом его нос увеличивался по мере того, как Болгария превращалась из нейтральной державы во врага. Императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа рисовали обычно выжившим из ума дряхлым стариком, часто тяжело раненым, перебинтованным (намёки на его почтенный возраст). В конце войны Франц-Иосиф умер. На этой карикатуре он рыдает. Его утешает турок – султан Османской империи, его изображали в виде гнома.
Эта карикатура на Фердинанда Кобургского нарисована накануне вступления Болгарии в войну. Снизу подпись «Сделано в Германии». На носу печать – немецкий имперский орел – указывает его немецкое происхождение и на чьей он стороне.
После вступления Болгарии в войну нос Фердинанда непомерно увеличивается. На этой карикатуре его нос, по которому взбирается Вильгельм, имеет геополитический смысл: вступив в войну, Болгария открыла Германии и Австро-Венгрии путь к Османской империи, обеспечила связь между странами-союзниками.
Большое внимание уделялось союзу Германии и Турции. После вступления Турции в войну её участь, считали в России, предрешена. Карикатурист символически показывает отношения в этом союзе: Турция в подчиненном положении, поэтому играет женскую роль, она ослеплена брутальной мощью тевтона. Турция так увлеклась деньгами, что оказалась на краю пропасти, а пропасть – это Азия, и они упадут туда вместе.
На этой карикатуре «свои» вновь противопоставлены «чужим». Россия здесь – казак в папахе, Англия – моряк (потому что морская держава), Франция – солдат. На заднем плане к ним присоединяется ещё один персонаж с пером – Италия. Это «наши». «Чужие» изображены в виде змей и дракона (очевидно, это Вильгельм).
Образ медведя появляется с первых дней войны, к нам он приходит из Европы. Противопоставление русского и немца было главным инструментом формирования национальной идентичности в годы Первой мировой войны. Это карикатура сентября 1914 г., отражающая ситуацию на фронте: немец подталкивает австрийца в сторону России, а тот не хочет туда идти. Россия действительно сначала выступила хорошо, но затем потерпела поражение, которое здесь замалчивается. В газетах также об этом не писали.
Белый медведь – ночной кошмар кайзера (намёк на то, что морозы нам помогут). После революции медведь исчезает с карикатур и появляется только в 1990-е годы.
Образ немца-людоеда встречается в российской публицистике и карикатуре, но это и общеевропейский образ, особенно популярен он был в Великобритании.
Это английская карикатура из журнала «Панч». Изображён, очевидно, Вильгельм, расстреливающий мирное население.
Эта карикатура появилась в самом начале войны, когда Великобритания только вступила в неё. Поводом стало нападение Германии на Бельгию. Карикатурист использует образ поединка Давида и Голиафа. Голиаф – Германия (злобный человек с дубинкой, из кармана у которого свисает колбаса). Очевидно, что антинемецкие стереотипы имели общеевропейский характер.
Английская карикатура «Жулик без подвязки». Изображены два брата – Вильгельм II и Георг V. Георг срывает ремень с Вильгельма, и становится видно, что у того звериные ноги и хвост, – это демон.
«Когда свиньи начинают летать» – карикатура на немецкую военную технику (дирижабли). Вместо бомб они бросают колбасу.
Положительный образ «своих»: Россия в виде парового катка. Карикатура появилась в Великобритании после Брусиловского прорыва: катком управляет Николай II, а Франц-Иосиф от него убегает.
Немецкие карикатуры тоже не отличались добротой. Они опирались на антирусские стереотипы, сложившиеся до войны. Немецкая пресса представляла Россию агрессивной, отсталой, бескультурной. Русских считали не европейцами, а полуазиатами, и нередко изображали с монголоидными чертами лица, им приписывалась свирепость, жестокость. Русских командиров изображали либо с бутылкой водки, либо с кнутом в руках. Писали, что русские солдаты не хотят воевать, а командиры их пистолетом и плетью гонят в бой.
Если британцы «гуннами» называли немцев, то в Германии так называли русских. На обложке журнала художник сравнивает русские войска с армией Атиллы. На фоне надвигающейся с востока в зареве пожаров русской армии немецкий юноша с мечом в руках призывает соотечественников: «Вставайте, немецкие братья, гунны идут!». Всю ответственность за начавшийся конфликт Германия пыталась переложить на страны Антанты. Главным виновником войны считали Николая II.
Не менее ядовиты и антианглийские карикатуры. Англичане изображались чопорными, надменными и лицемерными. Неизменными атрибутами английского офицера были трубка и усы. Часто англичан изображали в шотландских юбках и беретах, с разбитым лицом, перебинтованной рукой, ногой, босых или в рваной амуниции.
Скетч из мюнхенского журнала «Simplicissimus». Здесь обыгрывается охватившая Англию в годы войны шпиономания. На первой картинке жители Лондона увидели таксу (такса в годы войны ассоциировалась с Германией), приняли её за цеппелин (дирижабль) и вызвали полицию. На второй картинке полиция арестовывает таксу и отводит в участок. В финале таксу расстреливают как немецкого шпиона.
Популярны были карикатуры на политических деятелей Великобритании. Это карикатура на министра иностранных дел. Он изображён в виде представителя фирмы «Альбион и компания», которая торгует окровавленными черепами. Подпись гласит: «Война – это всего лишь бизнес». Немцы обвиняли англичан в том, что они вступили в войну, чтобы на этом заработать.
Встречаются и расистские мотивы. Поводом для таких карикатур стали английские колониальные войска, составленные из чернокожих солдат. Подпись: «Современный Джон Буль, типичный англичанин» (тубка – непременный атрибут англичан). В мочке уха монета, на которой изображен Георг V.
«Всемирный потоп»: англичане готовы воевать до последней капли крови чужого солдата (ходила такая поговорка). Джон Буль спокойно курит трубку и не обращает никакого внимания на союзников и противников, которые цепляются за края утёса. Вдалеке плывет ковчег, голубь мира с оливковой ветвью в клюве — на это он тоже не обращает внимания.
Современная американская карикатура на Россию, где она изображена в виде нефтяного катка.
США вступили в войну в 1917 г., но там тоже была активная пропагандистская кампния. Один из самых известных плакатов – «Убей это бешеное животное» (обезьяна сжимает в руках женщину, олицетворяющую свободу).
В 1933 году этот образ был использован для плаката к фильму «Кинг-Конг». Режиссер фильма был ветераном Первой мировой. После войны он попал в плен к буденовцам, но потом его отпустили.