Телефон Прокопенко был взломан еще в конце декабря 2014 года (об этом сообщили хакеры «Анонимного интернационала Шалтай-Болтай»), и с тех пор в интернете одна за другой появляются публикации, указывающие на то, что администрация президента причастна к целому ряду некрасивых историй и даже уголовных дел.
Так, из опубликованной переписки следует, что Кремль инициировал и координировал фальсификацию уголовного дела «об украденной картине» в отношении соратников оппозиционера Алексея Навального. А также то, что смена журналистского коллектива сетевого издания Lenta.ru произошла с подачи администрации президента и что с появлением нового главного редактора в редакцию сразу же стали поступать заказные материалы.
Кроме того, переписка раскрывает происхождение целого ряда пропагандистских штампов, которые на телевидении и в других СМИ представлены как оригинальные суждения экспертов, вытекающие из фактов. Если верить переписке, то автором сценария, как правильно рассказывать обществу о санкциях Запада, является некая Лидия Кондратьева. Она занимается мониторингом прессы для Кремля и контролирует «умонастроения публики».
Имела резонанс и переписка с гендиректором группы РБК Николаем Молибогом, которого Прокопенко поучает, как следует работать журналистам его холдинга.
С точки зрения закона, по публикациям «Шалтая-Болтая» подлинность переписки кремлевского чиновника с указанными адресатами установить нельзя. Это просто текстовые файлы с некими диалогами и узнаваемыми именами в них. Нет никаких гарантий, что это не мистификация и не симулякр, поэтому во всех СМИ переписка предусмотрительно названа «якобы принадлежащей Прокопенко».
Впрочем, некоторые участники переписки (в частности, Молибог) уже подтвердили ее подлинность. Это не исключает того, что часть диалогов может быть «отредактирована» распространителем. Журналистка Екатерина Винокурова, например, утверждает, что некоторые ее сообщения Прокопенко являются поддельными.
Как бы то ни было, но более масштабного слива сведений, не предназначенных для посторонних глаз и ушей, в России не было давно. «Разоблачения» и разоблачения оппозиционеров не в счет: на то они и оппозиция, что не несут ответственности за происходящее в стране.
По масштабам разоблачений и статусу разоблачаемых эта история сравнима со знаменитым «Уотергейтским скандалом» в США, который привел к отставке американского президента Ричарда Никсона через процедуру импичмента.
Скандал, переросший в судебное разбирательство, разгорелся в США в июне 1972 года, после того как стало известно, что в штабе кандидата в президенты от Демократической партии велась незаконная прослушка. Связь этого инцидента с администрацией президента Никсона до сих пор не доказана. Однако есть диктофонные записи, которые свидетельствуют о том, что глава государства пытался помешать объективному ходу расследования этого дела.
Отличие российского «Уотергейта» от американского в том, что никакого общественного резонанса эта история у нас в стране не вызвала. Возможно, поэтому вопрос о подлинности публикуемой переписки вот уже четыре месяца, как висит в воздухе. Нет ни официальных опровержений со стороны администрации президента, ни подтверждений, ни объяснений, ни извинений. Но главное, нет ни вопроса, ни запроса со стороны общества.
А если абсолютному большинству граждан безразлично, правду они слышат каждый день или ложь, то зачем утруждать себя и что-то кому-то доказывать?