Просто удивительно, как хорошая идея материальной поддержки медицинских работников при её исполнении превращается в повод для недовольства и ссор. Так было с ковидными выплатами, которые вбили клин между медработниками, вызвали взаимные обиды, когда ради получения выплат медикам приходилось унижаться, доказывать свой контакт с инфицированными больными, когда не выплачивались ковидные тем, кого предусмотрительно вывели из категории медицинского персонала: бывшим санитаркам, разжалованным в уборщицы, водителям «скорой помощи». Страсти вокруг ковидых выплат потихоньку улеглись, но тут появилось новое постановление правительства о социальных выплатах медработникам № 2568. Вместо того чтобы внедрить наконец заявленную отраслевую систему оплаты труда медицинских работников, нужно зачем-то выделять категории медиков, которым в настоящий момент нужно сделать денежное вливание. А остальные, необлагодетельствованные, пусть пообижаются, почувствуют себя малонужными для государства специалистами. Приблизительно так рассуждают об очередном постановлении правительства медицинские работники в своих интернет-сообществах и чатах.
Поручение об этих выплатах дал правительству президент: «Надо сейчас не откладывая в долгий ящик предпринимать какие-то шаги, направленные на то, чтобы поддержать медиков. И в этой связи я поручил правительству подготовить соответствующие предложения. <...> С января следующего года я просил правительство начать дополнительные выплаты медикам, работающим в первичном звене здравоохранения в центральных районных больницах, в районных больницах и в системе скорой медицинской помощи, – от 4,5 до 18,5 тысячи рублей в зависимости от того, чем занимается медицинский работник, какую должность занимает, какие функции выполняет», – сказал Путин на встрече с членами СПЧ.
Сказано – сделано, правительство выпустило постановление, а потом и разъяснения к нему, из которых опять не всё понятно. Как и в «ковидном» постановлении, здесь есть лазейки, которые можно трактовать и так, и эдак, опять используется слово «рекомендуется», которое, как известно, трактуется на местах как «не обязательно к исполнению».
Что же спорного и какие лазейки есть в тексте постановления, которые позволят не начислить выплаты? Давайте обратимся к тексту:
1. В п. 2 сказано, что социальную выплату не получают руководители медицинских организаций и их заместители. Под эту категорию очень быстро подвели и заведующих отделениями, филиалами, ФАПами.Опять людям приходится писать обращения, чтобы доказывать, что заведующий – это не заместитель главного врача.
2. Получатели выплат в подпункте а: врачи, средний и младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц. Получается, что врачи городских, окружных, областных, межрайонных, муниципальных больниц, которые наравне с районными и участковыми больницами участвуют в реализации базовой программы ОМС, выплат не получают. Хотя работа всех вышеперечисленных медицинских работников мало чем отличается друг от друга.
3. Получатели выплат в подпункте б: врачи (средний и младший медперсонал), к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). Если внимательно присмотреться к тексту, то при желании сочетание «а также» можно трактовать не как перечисление, а как условие для начисления выплат. То есть получать выплату могут лишь врачи, которые не только оказывают помощь, но и осуществляют диспансерное наблюдение. И вот уже из списка выпадают врачи и медсестры функциональной диагностики, рентгенологи, врачи и средний медперсонал некоторых других специальностей, у которых нет групп диспансерного наблюдения.
4. Очень интересен п. 5: Установить, что уровень оплаты труда медицинских работников с 1 января 2023 г. не может быть ниже уровня оплаты труда в 2022 году с учетом ее индексации и специальной социальной выплаты. То есть специальная социальная выплата не будет прибавкой к зарплате, она лишь будет не давать зарплате упасть. Причём у тех медработников, которые специальную социальную выплату не получают, уровень зарплаты также будет проиндексирован и он тоже не должен быть меньше, чем в предыдущем году. То есть что с социальной выплатой, что без нее зарплата будет одинаковой, так получается? Впрочем, медикам не привыкать: если поднимают оклад, то урезают стимулирующие, на выходе – одинаковые суммы. Впрочем, и это требование п. 14 подпункта б – «обеспечить в 2023 году и последующие годы уровень оплаты труда медицинских работников не ниже уровня 2022 года с учетом ее индексации и специальной социальной выплаты» – носит лишь рекомендательный характер, так что можно и не выполнять...
Вот так и живут медработники: то одну выплату им придумают, то другую. Один врач предположил, что есть, наверное, какое-то специальное учреждение, которое научным путём выводит алгоритм расчёта выживаемости медработников в условиях обнищания и указывает на определённый контингент медиков, которому в данный момент нужно подкинуть деньжат для предотвращения вымирания. А также подбрасывает правительству идеи о том, как написать постановления и приказы таким образом, чтобы в них было побольше лазеек и возможностей не платить.