Косовская война, развязанная группировкой «Освободительная армия Косово» (ОАК), которая в самих США числилась в списке террористических организаций, стала финальным аккордом распада Югославии. Уже были потеряны Босния, Хорватия, Словения и Македония, которые при поддержке западных стран стали независимыми государствами. Уже объявила о своём желании выйти из федерации Черногория.
Но на этот раз война пришла в саму Сербию – Косово было центром средневекового Сербского королевства, его экономически развитой и преуспевающей частью с большим количеством монастырей и церквей. В 1389 году на Косовом поле произошла крупная битва между объединёнными сербскими войсками и турецкой армией, оставившая глубокий след в национальном самосознании сербов.
Со времён борьбы с Османской империей сербы составляли в Косово абсолютное большинство населения. Однако во время Второй мировой войны большая часть региона (кроме севера) вошла в состав Албании, которая, в свою очередь, была оккупирована сначала итальянцами, затем немцами. Этот период ознаменовался массовыми этническими чистками и резнёй сербского населения Косова. Огромному числу людей пришлось бежать ради спасения, в покинутые ими дома заселялись албанцы из Албании.
Во времена Тито Косово по-прежнему оставалось проблемным краем. Албанские националисты хотели автономии, а в идеале – присоединения к Албании. Сербов эта перспектива, разумеется, не прельщала.
В 1960-е годы периодически происходили выступления албанцев – сторонников независимости или присоединения к Албании. Митинги подавлялись силовыми структурами Югославии.
Ситуация ещё более накалилась после смерти Тито. В марте 1981 года в Косове начались массовые протесты, переросшие в беспорядки и столкновения между манифестантами и югославскими войсками.
* * *
Следующий виток конфликта пришёлся на 1989 год и был вызван сокращением автономии национальных краёв в Сербии. Уже в июле 1990 года была провозглашена так называемая Республика Косово и принято решение о формировании своей армии – Освободительной армии Косово (ОАК).
В середине 1991 года сепаратисты начали нелегальную переброску оружия, боеприпасов и военного обмундирования на территорию автономной республики. Одновременно начались террористические акции, направленные против полиции, а также против албанцев, лояльно относящихся к сербскому государству.
Первые серьёзные теракты были осуществлены в 1993 году. В их ходе было убито и ранено много полицейских.
Но только в конце 1994 года лидеры ОАК решились выступить с официальным заявлением, гласившим, что убийства «предателей и оккупантов» в Косове совершаются в рамках «освободительного террора» по приказу политических лидеров сепаратистов.
* * *
28 февраля 1998 года ОАК объявила о начале вооружённой борьбы за отделение Косова. В тот же день группировка террористов во главе с известным боевиком Адемом Яшари устроила засаду на полицейских в селе Ликошаны, что неподалеку от Србицы, убив двух полицейских.
Штаб МВД отреагировал на это преступление и в ходе ответной акции уничтожил 20 террористов. Также спецназ МВД провёл акцию в Преказе – в родном селе Адема Яшари.
На предложение сдаться по-хорошему террористы открыли огонь из всех стволов – лидер ОАК приказал сражаться до последнего.
Осада длилась три дня и завершилась победой силовиков, потерявших двух человек убитыми и ещё семь ранеными. В ожесточённом сражении погибли сам Адем Яшари, его брат, идеолог ОАК Хамез Яшари, другие родственники и боевики.
В ответ боевики ОАК продолжили террор. Согласно данным сербской стороны, албанские бандформирования в 1998 году устроили на территории Косова и Метохии 1884 теракта, убив при этом 288 человек. Из них 173 были мирными гражданами и 115 полицейских. Кроме того, албанские террористы похитили сотни людей, многие из которых впоследствии были убиты ради продажи их органов на чёрном рынке трансплантологии.
Тем не менее в 1998 году Армия Югославии провела в Космете успешную антитеррористическую операцию, нанеся серьёзное поражение ОАК. И тогда в процесс вмешались чиновники ОБСЕ и Госдепа США, которые потребовали от президента Сербии Слободана Милошевича остановить контртеррористическую операцию и начать с Приштиной переговоры.
Когда же сербы отказались вести переговоры с террористами, НАТО пустила в ход «гуманитарные бомбардировки» – впрочем, уже не в первый раз.
* * *
Вечером 24 марта 1999 года по Югославии запустили сразу несколько десятков крылатых ракет «Томагавк». Затем начали действовать ударные самолёты. Первыми целями стали системы югославской ПВО. Натовцы неплохо сумели вскрыть позиции ЗРК, локаторов и пунктов управления – тем более что для ударов с воздуха сербы были очень уязвимы. ПВО Белграда была представлена старыми, а то и просто антикварными комплексами, а авиация имела лишь 11 относительно современных истребителей в исправном состоянии.
Остальные крупные города Сербии и вовсе не имели прикрытия с воздуха.
А вот «сугубо оборонительный» альянс НАТО использовал для атаки более тысячи самолётов и вертолётов. Главным образом они располагались на базах в Италии и на авианосце «Теодор Рузвельт».
В течение 11 недель Североатлантический альянс утюжил Белград и другие сербские города, уничтожая и военную, и гражданскую инфраструктуру. Бомбёжками были снесены все мосты через Дунай. Разбомблены пассажирский поезд, многочисленные гражданские заводы и предприятия. Под «демократичный» ракетно-бомбовый удар самолётов НАТО попало здание радио и телевидения Сербии, в результате чего погибли 16 журналистов. Якобы непреднамеренно обстреляно здание посольства Китая в Белграде.
Но никто не заходился в истерике и не устраивал шумных перформансов в зале ООН – напротив, все западные масс-медиа передавали циничные откровения американских генералов о том, что хорошие демократические бомбы открывают путь к миру, поскольку принуждают сербов к беспрекословному повиновению.
Конечно, это слабое утешение для сербов, но американские фугасы учили повиновению и европейских политиков.
Против бомбардировок Югославии выступила только Россия. В тот же день, 24 марта 1999 года, премьер-министр России Евгений Примаков, летевший на встречу с вице-президентом США Элом Гором, узнав об авиаударах, приказал пилотам немедленно развернуть самолёт над Атлантикой и лететь обратно в Москву.
С этого момента охлаждение отношений между Москвой и Вашингтоном приобрело необратимый характер.
* * *
Многие сербы ждали наземной операции НАТО, надеясь расквитаться с агрессором по полной.
– Мы воевали честно, и они нас не победили, – говорят сегодня многие сербы. – Натовцы – трусы, они били с воздуха, но зайти сюда пехотой не решились. Войну в Косове мы не проиграли. Но мы проиграли страну.
1 июня 1999 года сербы фактически капитулировали. Под угрозой продолжения бомбардировок Милошевич согласился на все условия НАТО и подписал договор о военно-техническом сотрудничестве с НАТО.
Этот документ включал в себя прекращение бомбардировок Югославии странами НАТО в обмен на завершение операции югославских и сербских силовиков в Косове и их вывод из края в течение 11 дней. Вдоль косовской границы создавались зоны безопасности, в край вводились миротворцы KFOR.
Кстати, именно тогда – в ночь на 12 июня – Российские вооружённые силы провели впечатляющую боевую операцию. Российские подразделения в две сотни десантников из состава миротворческих сил в Боснии провели эффектный марш-бросок в столицу Косова Приштину. Отряд занял аэропорт и не пустил туда подошедшую британскую колонну. Хотя на стороне НАТО звучали предложения уничтожить десантников, командующий британскими войсками в этом секторе генерал Майкл Джексон заявил, что не станет начинать третью мировую войну.
В итоге этой операции министр иностранных дел России Игорь Иванов добился от госсекретаря Мадлен Олбрайт смягчения условий подписанной Югославией капитуляции.
* * *
В 2008 году косовский парламент с благословения США провозгласил независимость региона, который до сих пор не получил полного признания международного сообщества.
Тем не менее даже спустя четверть века ситуация в регионе во многом остаётся неурегулированной.
Более того, в последние годы обстановка там неоднократно обострялась. Так, в сентябре 2021-го между Белградом и Приштиной разгорелся серьёзный конфликт из-за надуманной причины: косовские власти требовали от проживающих в автономной республике сербов оформления временных косовских автомобильных номеров. Тогда начались случаи нападения, избиения сербских водителей, у которых отбирали автомашины с белградскими номерами. Под «реквизицию» попадали и автомобили «скорой помощи», и грузовые машины, перевозящие продукты. Местные сербы отказались от нововведений и соорудили баррикады вблизи двух КПП на границе с Центральной Сербией.
Уже тогда Белград готов был ввести войска на север Косова. Однако градус накала снизили российские комплексы «Панцирь», которые Москва отправила в Сербию для участия в учениях «Славянский щит – 2021».
В 2022 году конфликт с номерами возобновился. В декабре 2022-го сербская армия была приведена в состояние максимальной боевой готовности в ответ на аналогичные действия косовских военных формирований. Но потом, в ответ на призыв сербского президента Александра Вучича, косовские сербы согласились с требованиями Приштины.
* * *
Накануне печального юбилея лидеры Сербии (Александр Вучич) и самопровозглашенного Косова (Альбин Курти) на переговорах в Брюсселе согласились на план нормализации отношений, который предложил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
Это цена за отказ Сербии от поддержки России и присоединения к режиму общеевропейских санкций.
Впрочем, не будем слишком уж винить Вучича. В конце концов, в Косове продолжают жить тысячи сербов, считающих его своей исконной землёй. И Вучич должен заботиться прежде всего об их жизнях. И о том, чтобы эта война, начавшаяся четверть века назад, могла бы уже закончиться.