Правда, возникает весьма интересный вопрос, а что такое «религиозная община»? Дело в том, что православный приход – это не политическая партия со списками активных членов, да и в Уставе УПЦ МП такого термина нет – есть только «приходское собрание», состоящее из клириков и мирян, которые регулярно посещают богослужения и находятся в каноническом послушании настоятелю прихода. Но авторы законопроекта извернулись – дескать, «община» – это собрание всех верующих, кто ходит молиться в приход и самоидентифицирует себя с данной религиозной общиной.
Тут уж возмутились представители других конфессий – в том числе протестанты, иудеи, мусульмане. Конечно, всем понятно, что закон о «церковном рейдерстве» направлен исключительно против канонической УПЦ МП с целью ускорить темпы переходов приходов в ПЦУ, но кто даст гарантию, что завтра этот закон не обернётся против тех же иудеев или буддистов. А что? – Привезут на общее собрание синагоги две сотни крепких парней, и в два счёта переведут синагогу в лоно истино-православной поместной церкви.
Но после получения томоса на все возражения верующих власти решили не обращать никакого внимания. Убрав из текста законопроекта скандальное положение о «самоидентификации», украинские чиновники буквально протолкнули документ через парламент. Причём теперь получается, что для объявления себя членом религиозной общины рейдерам даже никакой самоидентификации уже не требуется. Что, согласитесь, открывает перед рейдерами полную свободу действий.
Торопливость команды Порошенко можно понять – ведь президент лично обещал патриарху Варфоломею, что после обретения томоса в стране пойдёт «лавинообразный» переход приходов к раскольникам. Пока что «лавина» выглядит неубедительно – по данным украинской прессы, с момента проведения «объединительного собора» в лоно ПЦУ перешло 82 прихода – из 12 тысяч действующих приходов УПЦ МП. То есть примерно столько же, сколько перешло к раскольникам за весь пост-майданный период, начиная с 2014 года.
Ещё одна любопытная цифра: из 82 «перешедших» в ПЦУ приходов 18 общин «перешли» без настоятеля храма, что на практике означает силовой захват храма.
Происходит это примерно так же, как произошло в селе Шандровец под Львовом, где местные власти захватили храм святого Иоанна Крестителя. Захват начался с того, что в дом настоятеля храма протоиерея Ильи Уруского ворвались агрессивно настроенные «активисты» во главе с председателем сельсовета. Селяне и госслужащие в присутствии полиции пригрозили священнику, чтобы он оставил приход и их село, а затем отправились в храм срезать замки на дверях.
Под Черниговом в селе Оленовка радикалы из группировки С14 (организация запрещена в РФ) захватили Свято-Вознесенский храм УПЦ. Захватчики, которых сопровождали местные чиновники и священники ПЦУ, провели «собрание сельской общины», где большинство голосов принадлежало неизвестным гостям.
В Житомирской области люди из ВО «Свобода» (организация запрещена в РФ) при поддержке местных чиновников захватили храм Святителя Николая. После захвата ключей активисты закрыли все двери храма на амбарные замки, а избитого священника с гипертоническим кризом увезла «скорая».
В Одесской области чиновники местной районной администрации уже без помощи группировок радикалов отняли православный храм.
Аналогичный случай произошёл и в селе Красноволя, где чиновники при поддержке полиции захватили Свято-Михайловский храм, не пустив в церковь правящего архиерея и настоятеля.
Впрочем, нельзя сказать, что каноническая УПЦ не сопротивляется «рейдерам». К примеру, в Сумской области верующие из села Дунаец решили опередить «рейдеров» и сами провели собрание, на котором было принято решение об отказе переходить в ПЦУ.
Как рассказал местный священник, глава сельсовета предложил провести тайное голосование, но жители села решили голосовать открыто. Сделали они это максимально наглядно: те, кто хотел остаться в УПЦ, подходили к отцу Александру, местному настоятелю, а те, кто выбирал переход в ПЦУ, становились рядом с активистом Красовским, который и организовал эти сборы. В результате рядом с настоятелем оказалось 80 человек, а рядом с Красовским – 6.
Отстояли свой храм и жители села Гнездичное Тернопольской области, где сельчане договорились с раскольниками служить по очереди: утром в храм зайдёт община канонической УПЦ с настоятелем, а после них будут служить сторонники ПЦУ.
Более того, стали раздаваться советы, что решения незаконных собраний «общин» можно будет оспорить в суде – дело в том, что по новому закону «О свободе совести...» окончательно переход из одной юрисдикции в другую становится официальным только после перерегистрации Устава прихода, но, согласно действующему уставу УПЦ МП, любые изменения или дополнения в Устав или ликвидация прихода совершаются только по решению правящего архиерея.
Да и о какой перерегистрации Устава может вообще идти речь, если никакой ПЦУ – согласно формальной юридической логике – пока вообще не существует? Фанар все ещё не одобрил ещё не написанный Устав ПЦУ, этой церкви вообще не существует в правовом поле Украины.
Так что «переходить» приходам пока некуда – по сути, президент Порошенко в погоне за рейтингом поторопился дать фальстарт в атаке на православную церковь, и сейчас иерархи УПЦ в борьбе за выживание готовятся этой ошибкой воспользоваться, таская местные власти по судам.
Только, думается мне, судебная волокита – это совсем не тот путь, что сможет защитить православную церковь от откровенной травли со стороны государственного аппарата.
Более того, полагаю, что спасение украинской церкви вообще лежит вне правил и законов мира сего.
Сегодня у Украинской православной церкви появился редкий шанс отказаться от борьбы за каменные стены и начать настоящую войну за души людей. Вернее, битву за будущее самой церкви, неустанно напоминая людям, что православие не имеет ничего общего ни с религией культивируемой ненависти, ни с хуторянской «верой предков», в которой место Бога давно уже занял культ нации.
Только такая церковь – гонимая и слабая, отказавшаяся от привычного ритуального словоблудия и обрядовой пышности – и сможет победить этих духов ненависти украинского национализма, вернув обезумевшему народу такие простые понятия, как мир, любовь, милосердие, сострадание, смирение, а главное – вера.