В Японии эти острова официально называют Северными территориями и считают их частью округа Немуро в губернаторстве Хоккайдо, незаконно оккупированной Россией.
Сегодня на спорных островах живут более 17 тысяч человек – российских граждан.
Как Курилы стали российскими
Впервые на дипломатической карте мира Курилы появились в середине XVII века, когда острова стали одновременно осваивать русские и японцы. В 1855 году Российская и Японская империи впервые официально разделили Курильские острова и Сахалин. В частности, по Симодскому трактату, к Японии отошли острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, остальные же стали российскими.
В 1875 году договор о разделе архипелага был пересмотрен: Россия уступила Японии все Курильские острова в обмен на Сахалин. Через три десятилетия России пришлось отдать и часть Сахалина – после проигранной Русско-японской войны 1904–1905 годов.
В составе России Курилы оказались только после Второй мировой войны, в которой Япония была союзницей нацистской Германии и воевала против США. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Советский Союз согласился вступить в войну против Японии в обмен на возвращение Южного Сахалина и передачу Курильских островов.
В России это считают одним из итогов Второй мировой войны, не подлежащих пересмотру, а потому утверждают, что любые претензии Японии заведомо незаконны.
В 1951 году Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, признав потерю суверенитета над югом Сахалина и Курильскими островами. Соглашение поддержали 49 стран, но СССР отказался ратифицировать этот документ – дескать, в договоре не закреплялось советское право на эти территории.
В 1956 году Советский Союз предложил вернуть Японии два острова – Шикотан и Хабомаи, сохранив за собой более крупные Итуруп и Кунашир, но только в том случае, если Япония гарантирует, что на возвращённых островах не будет иностранных военных баз. В Токио были согласны на эти условия, но тут в игру вступили США, которые приложили максимум усилий, чтобы сорвать переговоры. В итоге страны ограничились совместной декларацией, в которой СССР обещал отдать два острова после подписания полноценного мирного договора.
Но подписание мирного договора всё время откладывается, так как Япония требует возвращения всех четырех южнокурильских островов, а российское правительство готово отдать только два.
Впрочем, именно в этом году проблема сдвинулась с мёртвой точки. Как заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ, японская сторона может заключить мирный договор с Россией в случае предоставления гарантии на получение Шикотана и группы мелких необитаемых островов Хабомаи. Сам Абэ убеждён, что передача Японии Итурупа и Кунашира маловероятна и приведёт переговоры с Москвой в тупик.
В чём ценность Курил?
Ценность этих островов заключается в их уникальном географическом положении: между этими островами находится глубоководный Кунаширский пролив, обеспечивающий нашему военному флоту – прежде всего стратегическим подводным лодкам – беспрепятственный выход в Тихий океан. Если японские радары окажутся даже на Кунашире, то наш Тихоокеанский флот будет заперт у российских границ.
Для японцев же важен другой факт: в этих местах встречаются два течения, поэтому очень много рыбы. А для японцев рыба важнее всех углеводородов на свете. Кстати, нефти на островах нет, но зато на Итурупе находится самое крупное месторождение рения – редкого металла, который используется в производстве электроники.
Но самое главное, что тема Северных территорий стала универсальным ключом для успеха в японской политике: хочешь выиграть выборы – поднимай вопросы о передаче островов.
Японцы отмечают даже специальный День Северных территорий.
Что думают остальные страны региона?
Как ни странно, но многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона в вопросах спорных островов поддерживают Россию. Причина проста: в этом регионе много территориальных проблем: между Китаем и Японией, Китаем и Вьетнамом, Японией и Кореей, Китаем и Филиппинами. И все участники этих отношений наблюдают друг за другом, предостерегая от поспешных действий.
Нужен ли нам мирный договор с Японией?
Сотрудник Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков:
– А зачем нам нужен мирный договор? У нас с Японией всё нормально. Японцы пытаются нам его навязать, чтобы решить территориальную проблему, закрепить границу. Она есть, она соблюдается, но международно она не признана. Для этого нужен мирный договор. Ну, возможно, ещё вопрос с рыбой. Всё остальное уже было решено. У нас в верхах даже часто говорят: «Как же так, нет мирного договора, это ненормально». Вообще-то у нас с Германией тоже нет мирного договора. Не так это важно, если нет концептуальных проблем. Состояния войны у нас с Японией нет – она закончилась в том же 1956 году. Мы подписали декларацию, первым пунктом в которой говорится об окончании статуса войны между Советским Союзом и Японией. Там же были решены все эти вопросы.
Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО профессор Дмитрий Стрельцов:
– Безусловно, отсутствие такого договора между странами, которые были противниками в ходе Второй мировой войны, – ненормальное явление. Но между нашими странами на самом деле нужен не мирный договор, а договор о мире и дружбе, аналогичный тому, который Япония заключила с Китаем в 1978 году.
Без такого договора мы льём воду на мельницу японской стороны, которая утверждает, что у нас есть территориальная проблема. Я считаю, что есть проблема прохождения границ, то есть демаркации границ, которую совершенно не обязательно решать с помощью мирного договора. Но рамочный большой документ – договор о мире, дружбе и добрососедстве – нам нужен.
После подписания договора между нашими странами всё будет по-другому?
Далеко не факт. К примеру, в 2010 году президент Медведев подписал Указ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». В соответствии с этим историческим актом Россия добровольно передала Норвегии «кусочек» шельфа в Баренцевом море размером около 300 тысяч квадратных километров, на котором находились газовые и нефтяные месторождения, шла добыча минтая. И как Норвегия отблагодарила Россию? Норвегия восприняла дружеский жест как слабость. Сейчас Осло официально увеличил размер своих претензий на Арктику, в 2014 году Норвегия присоединилась к санкциям США и Евросоюза против России, в стране регулярно проходят военные учения с участием сил НАТО, направленные против России.