11 апреля Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении внесённые на обсуждение и опубликованные всего за сутки до этого поправки в ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе». А уже 12 апреля закон подписал и Совет Федерации, где лишь один из сенаторов выступил против инициативы. В этом контексте неудивительно, что большинство граждан задались вопросами, как новый закон отразится на их жизни и каким образом следует действовать в случае получения повестки.
Презумпция вручения повестки
Новый закон об изменениях в ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», в частности о цифровизации системы воинского учёта, в основном вносит изменения в порядок доставки повесток как призывникам на срочную службу, так и тем, кто в запасе. Суть новшества в том, что электронные повестки приравняют к бумажным. И если раньше повестка считалась вручённой, когда под роспись передавалась из рук в руки сотрудниками военкоматов, то сейчас достаточно получения повестки в электронном виде или в виде заказного письма: оба способа равнозначны. Военком Москвы Максим Локтев уже заявил, что тестовая рассылка повесток через портал «Госуслуги» начнётся уже во время весеннего призыва.
Итак, депутаты придумали новый способ вручения повесток. Повестка направляется и в бумажном, и в электронном варианте. Сведения о дате отправки и копия самой повестки загружаются в электронный реестр повесток. Бумажная повестка направляется по почте заказным письмом с уведомлением. Электронная – на аккаунт в «Госуслугах».
При этом закон предусматривает «презумпцию вручения повестки»: повестка считается врученной и при получении письма под роспись (отказ от получения письма тоже считается вручением повестки), и с момента загрузки на портал. Если повестка была направлена письмом и через «Госуслуги», а человек удалил аккаунт и по почте бумаги не получил, она считается вручённой по истечении 7 календарных дней с даты её направления в реестр. Для такого вывода в военкомат должны поступить сведения о том, что повестка не вручена. Если у человека нет и изначально не было аккаунта на «Госуслугах», то повестки ему всё равно не избежать: она будет направлена в бумажном виде любым из доступных способов.
Хотя закон и предусматривает «презумпцию вручения повестки», она не заработает, пока власти не создадут реестр военнообязанных и на его основе реестр отправленных (вручённых) повесток. На настоящий момент реестр военнообязанных и реестр повесток не созданы. В законе на этот случай содержится оговорка, что их отсутствие не мешает направлять электронные повестки, вводить временные ограничения и проводить иные мероприятия, в которых должны быть задействованы такие реестры.
Возникает логичный вопрос: как это должно работать до создания реестров (их могут создать в любое время)? Военкомат пока что будет направлять повестки заказным письмом с уведомлением. На почту можно не являться, в этом случае по истечении месяца письмо будет возвращено органом почтовой связи обратно в военкомат. Поскольку повестка в таком случае не регистрируется в реестре повесток (так как он не существует), то презумпция вручения повестки не работает. Но будет ли считаться повестка вручённой, зависит от того, правильно ли операционист почтового отделения выполнит свои обязанности.
Судьбы в руках почтальонов
На этом моменте хотелось бы остановиться чуть подробнее. Мы знаем, что бумажная повестка направляется по почте заказным письмом с уведомлением по тому адресу, который имеется в деле воинского учёта. Повестка считается вручённой с момента её получения на почте или в случае отказа от вручения. Работник почтового отделения должен сделать отметку об отказе от получения письма на письме или извещении. В этом случае повестка считается вручённой.
В случае, если призывник не явился за письмом, операционист почтового отделения в случае возврата письма по внутренним правилам также обязан сообщить военкомату причину невручения повестки («адресат за письмом не явился»). Но тут есть важный нюанс.
Формально это не должно считаться отказом от вручения повестки и влечь введения ограничений для такого человека. Повестка не будет считаться вручённой. Но если операционист напишет «от вручения письма отказался» и поставит дату и подпись, то возврат письма в военкомат с такой надписью будет считаться отказом от получения письма. Соответственно, это повлечёт правовые последствия, связанные с вручением повестки. Таким образом, в случае направления бумажной повестки призывник ставится в зависимость и от того, как операционист почтового отделения исполнит свои обязанности.
Ещё раз для понимания: в случае, если операционист указывает, что письмо не получено, повестка считается невручённой. Если же напишет отказ – считается вручённой. В первом случае никакие временные ограничения на призывника не распространяются. Во втором – призывник становится уклонистом, и все предусмотренные законом ограничения вступают в силу.
Что «светит» уклонистам
Благодаря «презумпции вручения повестки» шансы не получить её стремятся к нулю. И дело не только в том, что появился новый электронный формат, но также в том, что все привычные каналы вручения повесток тоже сохраняются.
По-прежнему повестка может быть вручена работниками военкомата лично в руки по месту регистрации (то есть по тому адресу, сведения о котором у них есть в документах воинского учёта).
Повестка может быть вручена по месту работы. Закон обязывает работодателя вручать такие повестки (они могут быть переданы работодателю в электронном виде). Повестка может быть вручена по месту учебы. Но с появлением единого электронного реестра военнообязанных ситуация усугубится, поскольку «ФНС, МВД, ЦИК, Минпросвещения, суды, медорганизации, соцфонд будут обязаны предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учёта сведения о гражданах, состоящих на воинском учёте или не состоящих, но обязанных состоять на нём», как указано на портале Госдумы. То есть актуальные сведения о месте пребывания призывника в реестр сможет предоставлять и МВД, и любые другие ведомства, указав те адреса, сведения о которых у них есть.
В случае неявки в военкомат после получения повестки (а мы помним, что отказ от повестки всё равно считается её получением) призывник считается уклонистом. И к нему могут быть применены следующие временные ограничения:
- Для призывников: запрет на выезд за пределы России в момент получения повестки (или отказа от повестки) – до тех пор, пока человек не явится в военкомат (в этом случае в течение суток этот запрет должен быть снят по решению военкома).
- Для призывников и тех, кто в запасе:
- приостановление права управления транспортным средством, регистрации транспортных средств в ГИБДД;
- запрет на регистрацию в качестве ИП и самозанятого (если статусы были зарегистрированы до введения таких ограничительных мер, то никакие ограничения на деятельность не накладываются);
- отказ в получении займов, кредитов (в том числе ипотеки);
- приостановление государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость в Росреестре (по сделкам купли-продажи, дарения недвижимости).
Именно по поводу этих ограничений единственный сенатор Совфеда, который не подписался под принятием нового закона, – Людмила Нарусова, отдельно подчеркнула: «Эти меры, которые направлены на ограничение прав, никак не состыкуются с уже имеющимися законами о персональных данных <...>. Я уж не говорю про конституционное право неприкосновенности жилища и право гражданина им распоряжаться, если нет определённого решения суда».
Сенатор также отметила, что новшества предусматривают «очень серьёзное ограничение прав граждан касательно и имущества, и выезда, и управления транспортным средством». И даже высказала мнение, что «мы все понимаем, на что этот закон направлен».
Все временные ограничения начинают действовать по истечении 20 дней с даты явки, указанной в повестке. Кроме этого, при неявке в военкомат может быть заведено дело об административном правонарушении за неявку по повестке по ст. 21.5 КоАП РФ – штраф от 500 до 3 000 рублей, но сейчас такие дела практически не возбуждают. Таким образом, для людей, по тем или иным причинам не считающих возможным в текущих обстоятельствах оказаться на военной службе, алгоритм действий остаётся прежним: пока не заработают реестры, не являться в военкомат.
Конечно, это риск. Причём не только привлечения к административной ответственности. В случае неявки военкомат может потребовать от полиции совершить привод призывника в военкомат. В отдельных случаях (систематическая неявка по повесткам на медицинское освидетельствование в рамках призыва, или на призывную комиссию, или для убытия в войска) призывники срочной службы могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 328 УК РФ. Уголовная ответственность не распространяется на тех, кто находится в запасе (и может быть призван по мобилизации).
Причины и последствия
Скорость, с какой был принят закон, вызвала волну обсуждений столь стремительных действий (некоторые эксперты называли их «поспешными»). Тем не менее предпосылки для подобного законотворчества появились не в одночасье: уже осенью прошлого года.
Военкоматы осенью 2022 года провалили призывную кампанию, ведь Минобороны России и подчинённые ему военкоматы тогда практически не использовали цифровые технологии. Даже начало призыва перенесли на месяц (с 1 октября на 1 ноября), поскольку военкоматы не могли физически вести одновременно кампанию по мобилизации и призывную кампанию. В конце 2022 года были сделаны выводы и решено было перевести Минобороны России на цифровые технологии при тесном участии Минцифры России и Федеральной налоговой службы России (она ведёт реестр населения России).
Более того: в официальных заявлениях звучала информация о том, что поправки готовились ещё с начала 2022 года. Несмотря на всё это, многие продолжают считать, что это экстренная мера, предшествующая очередному этапу мобилизационной стратегии. В этом контексте многие задаются вопросом: каким образом в принципе можно избежать получения повестки в текущих реалиях?
Если официально не работать / не учиться / не проживать по месту жительства / не иметь аккаунта на «Госуслугах», то до введения в действие реестров повесток презумпция вручения повестки не будет работать – и тогда можно теоретически не призываться на мероприятия по призыву на срочную службу или для запасников на сверку данных воинского учёта.
Важно и то, что одна из поправок в законе – возможность для тех, кого призвали на срочную службу по призыву, сразу заключить контракт на военную службу. Можно отказаться от заключения контракта, но сделать это сложно на практике. Если подписываешь контракт, то во время мобилизации уволиться по собственному желанию уже нельзя. То есть срочник, заключивший контракт, становится контрактником, а значит, он будет служить фактически до конца СВО.